Обучение одаренного ребенка должно обязательно включать элемент творчества.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Проблемами одаренных детей занялась Федерация интернет-образования. До недавнего времени ФИО особое внимание уделяла подготовке учителей к преподаванию в условиях развития новых технологий, и за 4 года современные информационные технологии освоил каждый 15-й учитель России. И вот теперь в центре внимания федерации оказались одаренные дети. «Непростой путь проявления одаренности у способных детей» – тема одного из недавних совещаний в ФИО.
В Японии от правильно выбранного учебного заведения вплотную зависит то, пенсионером какой компании станет японский школьник через несколько десятков лет. А существуют ли специальные школы для одаренных детей у нас? Конечно. Но их, оказывается, совсем немного. В огромной Москве, по независимой экспертизе, не более трех десятков (остальные, как бы они себя ни позиционировали, столь высокому статусу просто не соответствуют). В таких школах работают действительно талантливые люди, которые знают, как помочь ребенку реализовать себя. Может ли ребенок реализовать себя без талантливого учителя? Не хочется пугать родителей, говорят психологи, но без талантливого учителя вся одаренность ребенка может погибнуть еще в зародыше, так и не успев раскрыться. А чаще случается и такое, когда одаренность ребенка оборачивается для него самого большими потерями и проблемами.
Дело в том, что одаренные дети развиваются по своей, особой траектории. «Они отличаются огромной потребностью в знаниях, – говорит заведующая лабораторией проблем развития одаренности Московского городского психолого-педагогического института Виктория Юркевич, – но им нужны ответы на их вопросы, а вовсе не типовой комплект знаний, которые предлагает им школа. При этом у них очевидные проблемы с саморегуляцией и адаптацией к требованиям, которые предъявляет им классическая модель школьного образования. Особенно это касается начальной школы, которая ориентирована на навыки, знания и требует прямо-таки военизированную дисциплину в классе.
В нашей традиционной системе преподавания главенствует критерий правильного ответа. Это значит, что ученик, предлагая нестандартный подход к решению поставленной задачи или углубляясь в изучение вопроса, рискует услышать рассеянное учительское «Нет, не то...».
Существуют ли какие-то способы для определения способностей у ребенка? Для выявления одаренности у детей существуют различные тесты, хотя, признаются психологи, многие тесты пока несовершенны. Но некоторые выводы может дать уже психолог из личной беседы. «По большому счету все происходит в наших школах гораздо проще, – утверждает Виктория Юркевич, – критерий тут – «нравится – не нравится». Нравится обычно то, что соответствует возможностям. Часто тест даже и не нужен. Достаточно понаблюдать за ребенком. Живая радость при выполнении сложной деятельности – уже признак того, что ребенок к этому имеет особое предрасположение». Ведь ученые считают, что на учебу мотивированы не более 28% (некоторые считают даже и эту цифру завышенной) школьников средней школы. В младшей школе этот процент, конечно, выше.
Ученые советуют родителям быть осторожными и ни в коем случае не сообщать ребенку или другим взрослым в присутствии ребенка о его одаренности. Кстати, если ваш ребенок во время беседы взрослых играет рядом, это отнюдь не означает, что все его внимание поглощено исключительно игрой. Он может быстро переключаться со своего вида деятельности на взрослый разговор.
«Тестирование и специальные беседы с ребенком должны проводить исключительно специалисты высокого уровня, – утверждает кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ Юлия Бабаева, – чтобы не нанести ребенку травмы. Необходимо избежать ярлыков. У одаренного ребенка должна быть этакая «презумпция невиновности». Одаренность не должна стать приговором, который повлияет на судьбу ребенка. Наше дело – дать ему возможность раскрыться, научить использовать и развивать свои дарования. В нашей школе бытует убеждение, что помогать надо отстающим, талантливый человек все равно рано или поздно пробьется сам. В результате cерые карьеристы реализуют свою бездарность на 300%, а одаренным людям приходится сражаться в одиночку, и часто в этой борьбе они проигрывают. В связи с этим очень важно изменить и перестроить сегодня технологию обучения».
Итак, ученые считают, что сегодня уже просто назрела необходимость некой тиражируемой модели работы с одаренными детьми, которую мог бы использовать каждый учитель.
Как некоторые из элементов такой модели – создание благоприятной творческой атмосферы на уроках, мотивированное обучение, создание детских клубов по интересам. Особого внимания заслуживают сельские школы, в которых возможностей для развития одаренности у детей еще меньше. Тут помогут выездные летние школы и дистанционные формы обучения, хотя можно и преуспеть, если просто информировать учителей о возможностях участия детей во всевозможных конкурсах и олимпиадах.