Новый министр образования и науки Андрей Фурсенко постепенно привыкает к новой должности. Первые встречи, первые заявления... На встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Андрей Фурсенко заявил о намерении продолжить курс на внедрение религиозных предметов в школах. Что опять же свидетельствует – в фокусе внимания новой образовательной политики отныне будет человек. Таково главное направление деятельности министерства.
А дебют прошел на родине министра, в Санкт-Петербурге. Петербургские журналисты поспешили было приписать этому событию «далеко идущие последствия»┘ как вдруг Андрей Фурсенко объявил себя «сиротой». «Любой чиновник должен быть сиротой, – скромно заметил новый министр, – Я надеюсь сюда вернуться после работы в правительстве и именно поэтому не имею права делать ничего исключительного для Питера...» Не разделил Андрей Фурсенко и радости журналистов по поводу увеличения питерцев в правительстве РФ: «Я не делю политиков по географическому принципу┘»
Тем не менее будущую встречу ректоров вузов России с министром образования будут проводить (уже очевидно) не в Петербурге и Москве, а в другом городе России (видимо, на всякий случай – чтоб никому не было обидно). О противостоянии «Москва–Санкт-Петербург» (напомним, что Москва отказалась впредь участвовать в конкурсе «Учитель года» из-за «подсуживания» в прошлом году петербургскому учителю Карачевцеву) новый министр говорить не стал┘ Дескать, вообще это дело общественности судить и решать подобные конкурсы и споры. Сами же организаторы конкурса, Фонд поддержки российского учительства считают, что вся эта история не стоит и выеденного яйца. И совсем скоро сойдет на «нет». Тем более что на Х Всероссийский слет участников конкурса «Учитель года» в этом году в Петербург съехались учителя из 36 регионов России, в том числе и из Москвы. Кстати, мероприятия на этот раз проходили не с московским купеческим размахом, а с тонким петербургским вкусом. Вот и завершающим аккордом церемонии в блистательном Юсуповском дворце стали не поп-звезды, а лучшие оперные голоса Санкт-Петербурга...
Первое, что заявил в Петербурге новый министр, – он готов к переменам и действовать будет самостоятельно. «Двух министерств в одном не будет... будет единое министерство, единый подход», – твердо заверил он присутствующих. Второй важный момент – образование и наука будут работать на экономику и благосостояние страны: «Правильней было бы назвать наше министерство – «министерством инновационного развития». Министр уверен, что Россия становится все привлекательней для иностранных вливаний, ведь бизнес сегодня выгодней делать в России. А если наш Большой бизнес поймет выгоду от образования, он начнет вкладывать деньги в российскую школу, уверен министр.
После цементирующих тезисов Андрей Фурсенко обозначил, куда ровными рядами класть кирпичики самой постройки. Полностью сносить то, что построил предшественник, он не намерен. «Если мы сейчас начнем отменять ЕГЭ – это будет катастрофа...» Но содержание экзамена все же будут менять┘ Впрочем, ассоциировать нового министра всего лишь с прорабом модернизации не стоит. В некоторых заявлениях Андрея Фурсенко явно просматривается несвойственный его предшественникам романтизм... Во главу угла новой образовательной политики (как говорилось уже выше) поставлен┘ человек. По мнению нового министра, преобразования невозможны без должного внимания к учителю. А обучение школьника не может идти без воспитательного процесса. Нельзя сказать, чтобы об этом не говорили раньше, но чтоб «во главу угла»┘
На вопросы «НГ» о том, как будет выглядеть министерский аппарат и будут ли произведены сокращения чиновников, министр отвечал (как, впрочем, и на некоторые другие важные вопросы) несколько уклончиво – четкого видения всей картины пока еще у нового министра, видимо, нет. И тем не менее┘
«Конечно, министерство будет сокращаться. Об этом можно смело говорить уже сегодня, имея перед глазами всего лишь схему его построения. Будет одно головное управление, два агентства и две службы. Я не могу точно сказать, во сколько раз или на сколько человек министерский аппарат станет меньше, но он действительно станет меньше. Я думаю, что в целом количество людей, которые будут заниматься именно вопросами образования, уменьшится на первом этапе незначительно. А уже далее все будет зависеть от тех задач и тех решений, которые мы будем перед собой ставить и принимать┘»
Санкт-Петербург–Москва