Об Андрее Фурсенко, новом министре образования и науки, педагогическая общественность знает мало.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В минувший вторник стало известно имя нового министра образования и науки РФ – доктор физико-математических наук Андрей Фурсенко. До отставки правительства он был сначала заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ, а с ноября 2003 г. – и.о. министра. В том, что министром образования и науки (по логике предшествующих событий) станет питерец – сомнений почти ни у кого не было. Большинство экспертов прочили это место то Людмиле Вербицкой – ректору Санкт-Петербургского госуниверситета, то Владимиру Литвиненко – ректору Санкт-Петербургского горного института. Тем более что Литвиненко в последнее время стали чаще видеть в Москве... Потом, правда, пошли слухи, что Литвиненко прочат пост повыше. В общем, все ждали питерца. Но то, что на пост министра назначат именно Андрея Фурсенко, почти неизвестного широкой педагогической общественности, – удивило всех. В кулуарах бывшего Минобра в день назначения многие рядовые функционеры в волнении переспрашивали друг друга: «А кто это такой?» Что само по себе очень показательно.
Вообще сама идея трансформации: разделение Министерства промышленности и науки, создание на этой основе Министерства промышленности и связи с Виктором Христенко во главе и Министерства образования и науки под руководством Андрея Фурсенко – до конца ясна только избранным, да еще, может, разработчикам административной реформы. Для оставшегося большинства смысл подобных перестановок прояснится гораздо позднее, когда станет понятно – состоялось реальное сокращение министерского аппарата или нет. А пока – разъединили, объединили... Такое уже бывало, и неоднократно. Кстати, у наших ближних соседей (Казахстан, Украина, Латвия и др.) образование давно в союзе с наукой. Да и у дальних соседей – тоже. В общем, мы вливаемся в дружные ряды.
После назначения на должность Андрея Фурсенко стало очевидно, что блок образования будет курировать «свой» человек из прежнего Минобра. В то время как рядовые министерские чиновники изучали сайты бывшего Минпромнауки, собирая информацию о своем новом начальнике, бывший министр образования Владимир Филиппов встречался с главой нового кабинета Михаилом Фрадковым. По сообщению коллег, лицо его после встреч излучало радость, умиротворение и удовлетворение. К полудню 10 марта стало ясно отчего... После представления нового министра коллективу министерства был объявлен куратор блока образования. Первым заместителем министра образования и науки РФ стал Владимир Филиппов, что, в общем-то, выглядит логичным. Кто ж на переправе меняет коней? Тем более при переправе через такую мощную реку, как модернизация образования и ее три притока: Единый государственный экзамен (ЕГЭ), стандарты образования и государственные именные обязательства (ГИФО).
Тут надо бы вспомнить, что как раз накануне женского праздника на традиционной встрече с журналистами в министерстве прежний министр образования Владимир Филиппов сообщил, в общем-то, сенсационную новость, которая, естественно, стала бы украшением первых полос, если бы не громкие назначения в правительстве. Бывший министр успел подписать приказ об утверждении новых стандартов в образовании. Министерские юристы пришли к выводу, что (оказывается!) министр мог это сделать гораздо раньше, и даже не нарушая закон (то есть не проводя это решение через Госдуму РФ), еще в марте 2000 года, в день выхода нового закона об образовании.
Новые стандарты, по мнению разработчиков, разгрузят школьника в основной школе более чем на 20%. Все сложные разделы точных наук и углубленное изучение основных предметов уходят в профильную школу. А количество самих профилей дорастет до 10. Сегодня методическая база готова лишь для 4–5 профилей. В идиллических мечтах разработчиков дети будут свободно говорить на английском языке со 2-го класса, больше двигаться (из-за обилия уроков физкультуры и школьного спортинвентаря), знать компьютер уже с начальной школы... Таким вот быстрым и странным образом завершилась четырехлетняя эпопея со стандартами.
Не выглядел потерянным в эти дни неведения и бывший замминистра образования РФ Виктор Болотов. 10 марта он принял удар на себя и не менее ударно провел пресс-конференцию по Единому государственному экзамену. Ни тени сомнений на лице Виктора Болотова, вопросы от журналистов – жестко по теме. Замминистра на конференцию сопровождает группа поддержки в лице чиновников министерства со статистикой и отчетами. Отвечают все быстро и четко, как в армии. Особо заблуждающихся журналистов Виктор Болотов отрезвляет сразу: несмотря на переживаемый исторический момент, модернизация будет продолжаться, Единый экзамен остается. После чего многим вдруг стало ясно: Виктор Болотов останется тоже – должен же кто-то будет отвечать за ЕГЭ!
Кстати, буквально накануне пресс-конференции в редакцию позвонила группа родителей, обеспокоенная нарушением прав гуманитариев-москвичей, поступающих в вузы Москвы. Получается, что дети из регионов имеют перед москвичами неоспоримое преимущество при поступлении по результатам ЕГЭ, так как в их регионах к сдаче разрешены также и предметы гуманитарного профиля. Вот как прокомментировал эту ситуацию Виктор Болотов.
Действительно, в этом году москвичи сдают всего 5 экзаменов (по ЕГЭ), и все они, кроме русского языка, по естественно-научному и математическому профилям. Но таким был, во-первых, выбор Москвы. Во-вторых, увы, эксперимент по ЕГЭ – всего лишь форма итоговой аттестации. То, что не все пока могут выбрать ту форму итоговой аттестации, которая им по душе, – явление временное. Эксперимент на то и эксперимент, что принять участие в нем пока могут не все. На всех пока не хватает средств. Всего же в 2004 году в эксперименте по ЕГЭ примут участие 900 тысяч выпускников из 64 субъектов РФ! В Москве – не менее 21 тыс. выпускников школ будут сдавать ЕГЭ в этом году. Виктор Болотов подтвердил, что денег на проведение ЕГЭ в Москве под такое количество выпускников вполне достаточно. Каждый московский вуз обязан отдать под абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ, 50% своих специальностей. Напомним, что участие москвичей в ЕГЭ – дело добровольное, но возможно оно только для тех, кто до 20 февраля 2004 года заполнил анкету о намерении сдавать пробный ЕГЭ по математике и был занесен в базу данных выпускников школ Москвы, сдающих ЕГЭ...
В общем, основные назначения прошли. Курс ясен. Можно расслабиться – все идет по плану┘ По плану модернизации.