Сегодня в Минобразования РФ рассматривают вопрос «об обработке модели структуры российского образования, совместимой с европейской». Россия медленно, но обязательным порядком интегрируется в образовательное пространство Западной Европы. И совсем скоро многие проблемы европейского образования нам станут намного ближе и понятней. Например, споры о сроке бакалавриата (начальное высшее образование). Или проблема повышения платы за образование. Вообще все плюсы и минусы нашей будущей интеграции куда явственней ощутить, если пристальней вглядеться в реформы соседей. Да и направления собственных реформ станут куда понятней, так же, впрочем, как и их последствия...
Повышение платы за образование (top-up fees) – одна из самых главных тем британской прессы, по значительности не уступающая даже войне в Ираке. Совсем недавно британский парламент одобрил предложенный премьер-министром Тони Блэром законопроект о реформе финансирования вузов.
Согласно проекту плата за обучение в высших учебных заведениях возрастет почти втрое. Тогда университеты станут брать со студентов-британцев до 3 тыс. фунтов (около 5,5 тыс. долларов) в год. На данный момент годовая плата за образование лишь немногим превышает одну тысячу фунтов. Здесь стоит, пожалуй, поучиться нашим реформаторам, как деликатно британские власти вводят закон. Он вступит в силу лишь с 2006 года, да и возвращать долги выпускникам придется лишь тогда, когда их заработки составят как минимум 15 тыс. фунтов (около 27 тыс. долларов) в год, а студентам из малообеспеченных семей вообще платить не придется. К тому же беднейшим студентам дополнительно выдадут пособия в 1500 фунтов (2700 долларов) в год.
И даже при этих мерах новый закон ухудшит положение университетов Великобритании, многие из которых и без того сейчас находятся в затруднительном положении. За последние 20 лет правительственное финансирование высшего образования уменьшилось вдвое, профессора получают мизерную по британским меркам зарплату, да и конкурировать с университетами США и ряда европейских стран британские вузы уже не в состоянии. Вместе с правительственными субсидиями плата в 1125 фунтов (2000 долларов) в год покрывает лишь половину реальной стоимости обучения среднестатистического студента. Ведущие британские вузы уже давно просили правительство обратить внимание на эту проблему и даже ставили ему ультиматум – или правительство повышает плату за обучение для студентов-британцев, или вузы будут увеличивать количество мест для студентов из других стран мира, для которых плата за образование намного выше и составляет около 10 тыс. фунтов (18,5 тыс. долларов) в год.
На самом деле многие университеты уже избрали последний путь. За последний год количество иностранцев в британских вузах возросло на 11 процентов. К примеру, Лондонская школа экономики, один из ведущих экономических вузов, привычно заполняет около 50–60% мест на первом курсе студентами-небританцами. Таким образом, многие университеты предпочитают брать студентов-иностранцев, даже если подготовка у них хуже, чем у британских абитуриентов.
Считается, что повышение платы за образование даст университетам Великобритании дополнительный 1 млрд. фунтов (1,83 млрд. долларов) в год. Эти средства пойдут на улучшение инфраструктуры, ремонт зданий и на повышение зарплат. Тем не менее ректоры самых элитарных университетов – таких как Оксфорд и Кембридж – утверждают, что эта сумма явно недостаточна, и даже не скрывают своих намерений просить правительство поднять планку выше 3 тыс. фунтов. Более того, по оценкам лидера партии консерваторов Майкла Ховарда, университетам недостает от 10 до 11 млрд. фунтов (18,5 – 20 млрд. долларов) в год для поддержания мировых стандартов. Для сравнения: 1 млрд. фунтов составляет лишь 10% стоимости дарственного фонда Гарвардского университета (США).
Вообще многие британцы считают справедливым то, что платить за корочку должны не налогоплательщики, а сами выпускники, для которых полученные знания откроют новые перспективы. Высшее образование – это прежде всего инвестиция в будущее, а не подарок от правительства. Однако сами студенты с этим мнением не согласны. Учащиеся уже несколько раз протестовали против нововведений. Долг среднестатистического британского студента по окончании вуза составляет около 15 тыс. фунтов (27 тыс. долларов), и это при том, что курс обучения для получения степени бакалавра составляет только три года. Для изучающих медицину срок обучения дольше, и долгов соответственно больше. Помимо высокой платы за обучение и отсутствия каких-либо стипендий британские студенты должны платить также за проживание, учебники, еду и т.д. Сами учащиеся говорят, что повышение цен на образование может полностью изменить их стиль жизни. «У нас будет все меньше времени на занятия спортом, общественную работу, да и просто на отдых – в свободные часы придется зарабатывать деньги. К тому же в университеты будут поступать только богатые и представители среднего класса. Несмотря на дотации правительства, бедные ни за что не смогут себе позволить там учиться», – говорит Кейт Хаттон, студентка первого курса Манчестерского университета (Manchester University). Неудивительно, что повышение платы уже окрестили «налогом на пролетариев» (▒prole’ tax).
Интересен тот факт, что Тони Блэр был готов рисковать своим политическим будущим для проведения реформы образования. Этот законопроект крайне непопулярен как среди школьников, так и их родителей. К тому же для увеличения собственной избирательной привлекательности оппозиционная партия консерваторов уже пообещала плату за образование не повышать. По Вестминстеру даже пошли слухи, что в случае поражения Блэру пришлось бы уйти в отставку...
Лондон