Для российского образования наступает серьезный этап. Как сообщил министр образования РФ Владимир Филиппов, намечаются значительные изменения основ экономики образования. Система образования будет адаптирована к требованиям современного общества и отвечать запросам рынка труда. Основа изменений в высшем образовании – в переходе от сметного финансирования образовательных учреждений к финансированию по результату, то есть объему и качеству образовательных услуг. Это означает, что значительная доля бюджетных средств за оказываемые услуги должна поступать в вузы через студентов, которые своим выбором будут стимулировать конкуренцию вузов путем повышения качества предоставляемого ими образования. Такие механизмы разрабатываются на основе проводимого уже третий год эксперимента по государственным именным финансовым обязательствам.
С 1 января 2005 года все учреждения дошкольного, начального и среднего образования будут переведены с федерального бюджета на бюджет субъекта Федерации. Соответственно бюджет федеральный в разделе образования сократится на 25 млрд. рублей, эти деньги уйдут на региональный уровень. От всех изменений в системе финансирования образования, как считают чиновники, отрасль только выиграет.
Данные предоставлены Высшей школой экономики (ГУ).
Образование – крупнейшая отрасль экономики России, составляющая не менее 5–6% ВВП. Мониторинг 2003 года, проведенный Высшей школой экономики, фондом «Общественное мнение», ВЦИОМом, межрегиональным центром Госкомстата России свидетельствует, что реальные образовательные программы поглощают только 63% средств, направляемых семьями на образование своих детей. Более 100 млрд. рублей (0,7%) в учебные заведения не попадают, они тратятся на съем частного жилья, репетиторов и взятки. Высшее образование, таким образом, недополучает 50 млрд. рублей в год, техникумы – 15 млрд., детсады и школы – 30 млрд. рублей.
Самых больших масштабов коррупция достигла в высшем образовании. В период подготовки к вузу сумма затраченных средств составляет в среднем 700 долларов. Согласно данным мониторинга и вопреки расхожему мнению, репетиторство обогащает только 15–20% преподавателей вузов, да и то и не все они имеют доступ к вступительным экзаменам.
Российские семьи (свыше 90%) очень стремятся к тому, чтобы их дети получили высшее образование. Примерно 90% из них готовы даже идти на высокие материальные траты в связи с этим. Всего в вузы поступают не менее 55% выпускников школ, 30% – сразу после школы, 25% – после техникума, лицея или службы в армии. Между тем наша экономика не нуждается в таком количестве специалистов с высшим образованием. Ее потребность составляет всего лишь 25%. На избыточность образования жалуются между тем только 9% работающих. 11% считают, что им нужно еще подучиться, 36% работающих убеждены, что полученное образование не соответствует их потребностям. За специальными знаниями в реальности приходят только 39% молодых людей.
С 1 февраля 2005 года будет также осуществлен переход на новую плату учительского труда (от тарифной сетки на отраслевую). Между тем три четверти ректоров, очевидно, слукавили, оценив сегодня зарплату своих преподавателей как конкурентоспособную. Ведь официальные данные свидетельствуют, что она составляет только 66% средней заработной платы по стране.