Дискуссия о стандартах началась, когда эти дети еще не переступили школьный порог. Успеют ли принять закон, пока они еще школьники?
Фото Наталья Преображенская (НГ-фото).
Выдающийся советский физик, лауреат Ленинской и Нобелевской премий Лев Ландау в детстве любил читать русских классиков. А вот сочинения писать - просто ненавидел. Однажды даже за свой сочинительский труд об Онегине будущий автор квантовой теории диамагнетизма электронов получил "единицу", хотя и написал работу без единой ошибки┘ "Татьяна была довольно скучной особой┘" - вывел в тетрадке Лева Ландау. И ничего тут не попишешь, именно такой увидел героиню будущий гений. Надо заметить, что вообще вопросы преподавателей словесности зачастую ставили юного Ландау в тупик (а ведь наставники всего лишь выполняли программу, предложенную чиновниками).
"-Ландау, скажите, о чем думал Лермонтов, когда писал "Героя нашего времени"?
- На этот вопрос мог бы ответить только один человек┘
- Уж не вы ли?
- Ни в коем случае.
- Я так и полагал. Так кто же?
- Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Садитесь, единица!" (Майя Бессараб, "Ландау").
Парадокс, но, сколько бы воды ни утекло со времен детства выдающегося физика, вопрос "сметь или не сметь школьнику свое суждение иметь" остается пока открытым. Сегодня, отклонись Ландау от "канона", ему написали бы на полях не менее категорично, чем тогда: "Не раскрыл тему". Потому что писать сочинения надо правильно, по стандарту.
Впрочем, с введением нового государственного стандарта многое может измениться, в том числе и в содержании образования. Ведь цель обсуждаемого сегодня стандарта - "соответствовать требованиям современного общества".
Перед самыми новогодними праздниками состоялось заседание коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования. Обсуждали проект федерального компонента государственного стандарта в общем образовании и федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ. Одно из решений комиссии по обсуждению проекта выглядит так - изучение русского языка продолжится в старших классах общеобразовательной школы. Напомним, что ранее эти уроки завершались уже при переходе в старшую школу. "Русский язык в старшей школе будет ориентирован на развитие коммуникативных способностей подростков, большое внимание будет уделяться написанию сочинений", - сообщил замминистра образования РФ Виктор Болотов.
"Введение нового образовательного стандарта обеспечит разгрузку учебного процесса в начальной школе на 20,1% и в основной школе на 18,2%", - сообщил на заседании министр образования Российской Федерации Владимир Филиппов. Он же отметил, что представленный на рассмотрение проект - результат плодотворной работы более 300 специалистов, включая представителей Российской академии наук, Российской академии образования, ведущих научных центров и вузов страны, методистов и учителей. Проект стандарта был вынесен на широкое общественное обсуждение и профессиональную экспертизу, в результате чего были получены и обобщены мнения более десяти тысяч российских учителей.
Виктор Болотов перечислил главные изменения нового документа. В проекте предусматривается закрепить за каждым предметом общее число часов на год. Это даст возможность образовательным учреждениям самостоятельно перераспределять нагрузку по четвертям. На шесть часов увеличено изучение иностранного языка. Теперь учить английский язык будут со второго класса. В начальной школе увеличено время на изучение предмета "Окружающий мир (человек, природа, общество)", вследствие чего стало меньше часов по предмету "Обществоведение". Как сообщил замминистра, основанием для принятия такого решения стало заключение специалистов о том, что преподавание "Обществоведения" в начальной школе неэффективно. В итоге часть тем предмета "Обществознание" будет интегрирована в "Окружающий мир". В основной школе пересмотрят отношение к таким предметам, как информатика и ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).
Таким образом, проект нового образовательного стандарта, по мнению участников Коллегии, обеспечивает решение главных задач, которые поставило перед собой Министерство образования Российской Федерации: введение профильного обучения; устранение перегрузок учащихся; освоение информационных технологий и иностранных языков; увеличение внимания к дисциплинам социально-экономического блока.
Виктор Болотов добавляет, что эти изменения пройдут не за счет сокращения содержания образования. Они достигнуты в результате перераспределения дублированной в содержании разных предметов информации (т. е. одна и та же информация изучалась на уроках обществознания и истории) или благодаря усовершенствованию учебного процесса (например, на уроках черчения для проектирования будет использоваться компьютер).
В преддверии перехода на профильное обучение, которое в массовом порядке состоится в 2006 году, определен список обязательных предметов старшей школы: русский язык, литература, математика, история, иностранный язык, физическая культура, естествознание и обществознание (естественнонаучные и гуманитарные профили соответственно).
Как сообщила заместитель начальника Управления развития образования Марина Князева, по вопросу государственного стандарта образования Российской Федерации Министерство планирует совместно с руководителями органов управления образования провести во втором квартале 2004 года еще одно совещание. Однако уже сейчас есть ряд заявок от школ, готовых апробировать на себе новый стандарт, что в принципе возможно с разрешения учредителей учебного заведения.
Дискуссия о стандартах идет уже 10 лет. Если в ближайшее время не будет принят закон о стандартах, то Минобразования РФ, как это делало каждый год ранее, еще раз пересмотрит и определит своими указами минимум требований к содержанию образования, по которым и будут учить школьников до следующего года.