Уроки сценического мастерства в московской школе №1306 ведут артисты Малого театра.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Завершился конкурс учебно-методических пособий по так называемым элективным (дополнительным, по выбору) курсам, который проводил Национальный фонд подготовки кадров по заданию Министерства образования России.
Напомним, что с введением в школах профильного обучения на старшей ступени образования (9-11-й класс) в общеобразовательных школах предполагается введение еще одних курсов. Данные курсы наряду с базовыми (общими для всех) и профильными (углубленными, для представителей конкретного профиля) будут также обязательными для посещения учащимися. Однако сам выбор - какой курс изучать дополнительно - останется за школьником. Элективные курсы будут реализовываться в школе за счет времени, отводимого на "школьный компонент", - то есть за счет времени, которое школа оставила для себя. По рассматриваемому стандарту федеральный компонент базисного учебного плана будет составлять не менее 75%, региональный и школьный компоненты будут - не менее 10% каждый.
В результате конкурса, как сообщает Минобразования, подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В самые ближайшие месяцы они будут изданы в сборнике и разосланы в регионы Российской Федерации. Но, как полагают в министерстве, только этим дело не ограничится. В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть с успехом использованы учебные пособия для факультативных занятий и кружковой работы, научно-популярная литература и всевозможные справочные издания.
Разнообразные элективные курсы будут дополнять возможности обучения в профильных классах. Одни предоставят возможность школьнику глубоко изучить непрофильный учебный предмет - помогут успешно сдать ЕГЭ на повышенном уровне или просто более тщательно отработать заданную тему. Иные - например, "Математическая статистика", "Компьютерная графика", "История искусств" - соединят и передадут специфику учебных предметов в заданном профиле. А прикладные курсы "Делопроизводство", "Деловой английский язык", "Основы журналистики" и многие другие окажут влияние на построение карьеры во взрослой жизни современного школьника.
Минобразования России не исключает и такую возможность, что курсы по выбору могут выйти за рамки традиционных школьных предметов. Вполне вероятен в школе курс "Основы рационального питания". А может оказаться и так, что школа "проголосует" за курс "Вождение автомобиля". Опыт ряда регионов, уже участвующих в эксперименте по профильному обучению, свидетельствует, что на местах - в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах - создаются многочисленные собственные варианты элективных курсов. И учебные предметы по выбору подчас самые неожиданные - "Основы космонавтики" или "Как стать манекенщицей".
О планах Минобразования РФ мы поговорили с преподавателями дополнительных курсов...
Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Солнцева никогда не стала бы вести спецкурс в школе, если бы не была коллегой директора московской школы # 1306 Елены Спорышевой (доцента МГУ, кандидата филологических наук). Впрочем, как признается сама профессор Солнцева, попробовать что-то новое было, конечно, интересно. Школьники ее не разочаровали. "У современных молодых людей заметна жажда свободно мыслить, - говорит Наталья Солнцева, - и эту жажду надо им помочь утолить. Сделать это нужно еще в школе, пусть даже через элективные курсы. Независимо от того, по какому предмету будут эти курсы: русскому языку, литературе или истории, надо дать возможность школьникам на этих уроках больше размышлять. На уроках литературы - размышлять о человеке, о мире и семье, народах и цивилизациях, о низком и высоком. И читать школьникам надо не только Льва Толстого, нашедшего истину, но и сомневающегося Бунина. Если бы позволили часы школьной программы, я ввела бы в школьный курс Василия Розанова┘" Наталья Солнцева считает, что преподаватели вузов вряд ли придут работать в школу. Слишком большая нагрузка на основной работе. Так что вся тяжесть профильной школы, включая и элективные курсы, ляжет на плечи учительского состава школы. Сама идея профильной школы (и элективных курсов) может сойти на нет, если Минобразования не подготовит квалифицированные кадры и научно-методическую литературу.
Элективные курсы должны выбирать сами школьники и их родители. Выбирать будут из того, что предложит директор школы. И здесь многое зависит от личных качеств и контактов самого руководителя. Кстати, директор московской школы # 1306 Елена Спорышева в этом году умудрилась подписать соглашение о совместной деятельности с гуманитарной секцией Сенаторского клуба СФ РФ. Теперь ее подопечным наряду с посещением интереснейших курсов предстоит апробировать еще и должности добровольных помощников депутатов (советников) в муниципалитете и внештатных "чиновников" в управе. Но в этой школе вообще ко всему подходят слишком серьезно. Музыкальную гостиную здесь курирует Фонд Спивакова, литературную - знаменитый пушкинист Валентин Непомнящий, школьную художественную галерею - вице-президент Российской императорской академии художеств Александр Кардашук. Насколько серьезно отнесутся к таким курсам директора школ из регионов?
Повсеместное введение профильного обучения, и соответственно элективных курсов, планируется к 2006 году. Что смогут предложить своим подопечным директора сельских школ? Хорошо, если курсы для манекенщиц будут вводиться реже спецкурса по русской литературе.