- Виктор Антонович, назовите, пожалуйста, хотя бы один принятый в прошлом году закон, реально улучшающий положение дел в образовании?
═
- Закона, реально улучшающего жизнь нашего образования, я назвать не могу. Такого нет. Можно и нужно, конечно, говорить о повышении зарплаты педагогам и стипендии студентам, это замечательная тенденция, ее надо сохранять. Но назвать это событием, реально улучшающим жизнь педагогического сообщества, я тоже не могу. В этом направлении нужно продолжать действовать. Но все-таки один закон я бы назвал нужным - это Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 24, 158 и 160 Бюджетного кодекса РФ". Он направлен на осуществление наиболее значимыми бюджетными учреждениями науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации самостоятельной политики путем определения их в качестве главных распорядителей средств федерального бюджета.
═
- А как вы оцениваете работу Минобразования в 2003 году?
═
- Минобразования - это прежде всего люди, которые там работают. Безусловно, там есть очень сильные личности, и я искренне считаю их талантливыми. Но есть и те, которые действуют, я бы сказал, уж очень "линейно". Автономия вузов - это веление времени и это надо также учитывать.
═
- Может ли новое правительство отменить все новшества и эксперименты в образовании? Говорят, например, что с единым государственным экзаменом какие-то сложности.
═
- Я не думаю, что это случится┘ Есть аттестат, и если к нему добавится сертификат по результатам Единого государственного экзамена - то в этом ничего плохого нет. Более того, независимая и объективная ежегодная информация об успехах школьников даже необходима. Ошибочным было бы думать, что этот сертификат по Единому государственному экзамену (ЕГЭ) решает все. Это абсолютно неверный подход. А если это случится, отрицательный результат не замедлит сказаться буквально через год.
═
- В прошлом году Россия законодательно вступила в Болонский процесс, то есть в единую образовательную систему Европы. Год назад вы говорили, что вы "не противник этой интеграции, но у вас иная позиция в подходах к ее осуществлению". Изменилось ли ваше отношение к решению этой проблемы сегодня?
═
- Я по-прежнему считаю, что мы можем настойчиво предлагать нашим новым партнерам взять на вооружение наш опыт. Надо постараться вступить в Болонский процесс так, чтобы это было прежде всего выгодно России. Мы не имеем права разрушить то, что составляло и составляет гордость нашей страны. По европейской системе через три года обучения (бакалавриат) студент получает некий диплом о высшем образовании. Я считаю, что для нас это неприемлемо. Мы должны сохранить гарантированную продолжительность нашего образования, чтобы иметь качественно подготовленного специалиста. В европейской системе многое зависит от набранных студентом кредит-часов. Он может набирать эти кредит-часы за счет любой понравившейся ему дисциплины. На мой взгляд, это прямая угроза фундаментальной науке.
И самое важное: по оценкам демографов, через 25 лет недостаток трудоспособного населения в Европе может превысить 160 млн. человек. Ясно, что Европа учитывая этот процесс, вводит укороченное высшее образование. У России же есть свой ареал, заполненный потенциальными иностранными студентами. Это страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, многие страны Европы и других континентов. Нам этих студентов терять никак нельзя. Пока наше преимущество - это хорошее сочетание цены и качества и забывать об этом нельзя.
═
- Именно поэтому вы провели Международную конференцию "Университеты и общество. Сотрудничество университетов в ХХI веке"?
═
- Мы провели ее уже во второй раз. К нам приехали руководители союзов ректоров стран СНГ и Балтии, делегации всех классических университетов стран СНГ.
═
- Говорят, что сегодня вовсю идет обсуждение вопроса об изменениях в финансировании высшей школы. К чему это приведет?
═
- Изменится, я бы сказал, "философия" финансирования. Думаю, вам знаком провозглашенный ныне лозунг: "Деньги следуют за студентом..."
═
- Этот процесс уже идет?
═
- Это может последовать совсем скоро. Все зависит от результатов обсуждения. Чем это грозит? Вы же понимаете, что только за счет этих денег никакой ведущий вуз свое лицо не сохранит. Слишком суровые обстоятельства. Километры зданий, трубы, лифты и все прочее - это же не окупить за счет набранных студентов. А кроме всего этого┘ отработана ли сама система кредитования образования? Все это при принятии решений необходимо учитывать.
═
- Что, на ваш взгляд, было главным событием минувшего года?
═
- ┘Не могу назвать такое событие. Обозначу, пожалуй, только положительную тенденцию. В этом году многие вузы продемонстрировали возросшее чувство собственного достоинства. Многие периферийные университеты реально продемонстрировали свою волю и силу. Но есть одно очень приятное событие для Московского университета. Накануне 250-летнего юбилея мы начали строить прекрасную фундаментальную библиотеку. Она будет открыта как раз в день юбилея университета - 25 января 2005 года.
═
- А провал года?
═
- Не принимая во внимание чрезвычайные и трагические происшествия, я бы назвал "провалом" года - дискуссию не по существу, касающуюся нововведений в образовании. Вместо того чтобы обсуждать, как сделать лучше, многие силы тратились на то, чтобы доказать, что это единственно правильный подход. Год прошел в бесплодных дискуссиях, что не является полезным для высшей школы да и для нашего образования в целом.