Сергей Мясоедов уверен, хорошую бизнес-школу нельзя сделать за год.
Фото из архива ИБДА
- Сергей Павлович, мы общались с представителями РАБО почти полгода назад. Не могли бы вы охарактеризовать положение школ МВА сегодня и что изменилось за время нашего с вами "молчания"?
- Я считаю, что за истекший период времени в деле понимания академическим образовательным сообществом, что такое бизнес-образование, произошли большие подвижки. Во всем мире университетское и бизнес- образовательные сообщества уже давно друг друга признали. Сложилось обоюдное понимание, что оба типа образования нужны и важны для общества. Что они не могут друг друга заменить, но могут успешно дополнить друг друга.
У них разные цели, разные учащиеся, разные источники финансирования и т.д. Университетское образование должно быть фундаментальным. Бизнес-образование - прикладным. В университете хороший преподаватель - ученый. В бизнесе - практик-консультант. Первое должно быть общедоступно и дотироваться государством, иначе оно не выживет. Второе по определению платное и ориентируется на элиту. Потому что, по классической выборке, только 6-7% населения способно к управлению. При всем желании нельзя сделать мраморного Аполлона из глины. Стартовый материал должен быть хорошим. С самого начала бизнес-образование ориентировано на тех, кто успешен. Во всем мире этот вид образования - дорогой. Поэтому программа МВА по степени практической ориентации, составу преподавателей не должна быть похожа, скажем, на второе высшее образование. Вот РАБО сейчас находится в процессе обсуждения с академическим сообществом этого ряда мировоззренческих позиций, и я считаю этот процесс очень важным, нужным и очень серьезным.
- Вы обмолвились о вашем слушателе. Как правило, к вам приходят первые лица крупных компаний. Хотелось бы узнать, а какие они ученики?
- Прекрасные. Первые лица более ответственны, чем "не первые". В бизнес-образовании занятия вообще посещают хорошо. Если люди идут на программу и платят большие деньги, они предпочитают их отработать. И потом, первые лица принимают решение идти учиться сами. Но это не значит, что всегда ходят все 100%. Мы знаем, что если на занятиях отсутствует 10-15% состава (это - 3-5 человек), то это нормально. У них могут быть неотложные встречи, переговоры. А если больше - это ЧП. Значит, надо встречаться с группой. И, если надо, менять преподавателей.
- Такое возможно?
- Такое бывает. Преподавать бизнес бизнесменам сложно. Они равнодушны к научным титулам и званиям. Им нужен практический опыт. Поэтому коллективы преподавателей бизнес-дисциплин формируются сложно. В ИБДА на сводной кафедре сегодня 27 человек. Это результат 15-летней работы. Если за год сможем добавить еще 1-2 хороших преподавателей, будет прекрасно. "Свои" преподаватели, как подсказывает наша многолетняя практика, должны обеспечивать порядка 50% занятий. Меньше - страдает межпредметная логика. Больше - теряется гибкость и адаптивность. Остальное должны преподавать практики или консультанты. Их найти еще труднее. В России, например, единицы могут преподавать стратегию лицам, которые занимаются ею "по жизни". Мы взяли к себе автора известного учебника по стратегии С.Попова. Не потянул. Пришлось с ним расстаться. Тех, кто выдерживает очень мало: Гурков, Хайнеш, Арутюнян. Может еще два-три имени. МВА требует преподавателей-практиков и консультантов. Уровень активных занятий (проблемные ситуации, мозговые штурмы, ролевые имитации) в ИБДА занимает свыше 40%. Так должно быть. В ведущих школах активные занятия составляют 40-60% времени.
- Что вы подразумеваете под словом "лучший преподаватель"?
- Это тот, который половину своего занятия молчит и слушает, как заинтересованные слушатели под его руководством обмениваются своим практическим опытом.
- Как складываются отношения старейших школ с бизнес-школами при наших ведущих университетах? Многие из них открылись гораздо позже вас, но, похоже, на этот рынок образовательных услуг они пришли с большими амбициями.
- Практически все мировые и российские ведущие школы бизнеса России складывались на базе университетов. Потом происходило уже их "выделение" в отдельную структуру, а в некоторых случаях и "физическое" отделение. Корнями мы все в университетах. И у большинства эта связь остается. У одних школ самостоятельности больше, у других - меньше. У кого-то отношения складывались гладко, у кого-то - не очень. Это относится и к трем первым бизнес-школам России: ВШМБ, ВКШ и ИБДА. Но это феномен не только России. Так во всем мире. В одних случаях имя университета звучит громче имени бизнес-школы. Так, скажем, Кембриджский университет звучит намного громче, чем его бизнес-школа (Judge Institute of Management). В других - имя бизнес-школы может звучать громче имени университета. Так случилось с Гарвардской школой бизнеса. Скажем так, Гарвардский университет - очень хороший, но не первый в мире. И Гарвардская школа звучит громче, чем университет. Когда бизнес-образование в России только делало первые шаги, отношения школ и университетов часто выстраивались тяжело. Именно поэтому бизнес-школы в этот период часто закрывались, отделялись от своих университетов. Сегодня руководители ведущих вузов страны осознали, что бизнес-образование имеет право на существование. Как наглядное подтверждение тому - школа бизнеса при МГУ. Она просуществовала некоторое время (середина 90-х), потом закрылась, а не так давно открылась вновь.
И все же мне хотелось бы обратить ваше внимание на одну важную деталь: даже лучшие университеты не могут сделать хорошую бизнес-школу и программу МВА сразу, за полгода или год.
- Что самое трудное для любой программы МВА?
- Самое трудное и важное - это найти достаточно "нефинансовых спонсоров". То есть бизнесменов-практиков, которые готовы прийти к нам в школу бизнеса, поделиться своими знаниями и опытом. Деньгами их не привлечешь. Их можно только убедить, что вам нужна их помощь.
- Как обстоят дела с изданием справочника по бизнес-образованию, который бы информировал читателя о ведущих бизнес-школах России?
- Группа экспертов РАБО совместно с Европейским фондом подготовки кадров (European Training Foundation) заканчивает подготовку большого справочника на 700 страниц по бизнес-образованию. Такая книга просто необходима, потому что на сегодняшний день не только рядовые люди, но и бизнесмены зачастую не знают, что такое бизнес-образование, что такое МВА, что такое ЕМВА.
- Составлен ли "мягкий рейтинг" бизнес-школ?
- Я против рейтинга российских бизнес-школ. На рынке объективно существует 8-10 школ и программ МВА, которые являются лидерами уже не один год. Эти школы присутствуют во всех обзорах, и их все знают. Каждая из них в чем-то лучшая: кто-то в стратегии, кто-то в маркетинге, кто-то в дистанционном образовании. Это те школы, в которых держат планку российского бизнес-образования на уровне выше большинства средних бизнес-школ Европы. Вряд ли мы сможем в ближайшие годы соперничать с Гарвардом, Уортоном или Стэнфордом. Но свое место мы держим и делаем это очень уверенно.