- Госпожа Элизабет, как вы оцениваете перспективы развития программы "Мастер делового администрирования" (МВА) в мире?
- Степень МВА продолжает оставаться самой главной и самой важной образовательной ступенью для лидеров делового мира, по-прежнему признаваема частными лицами и корпоративными работодателями повсюду. Все возрастающее число образовательных учреждений вводят у себя программы МВА. А такие организации, как наша Ассоциация, несут ответственность за оценку и аккредитацию программ МВА, гарантируя всем качество этой присваиваемой степени. Все аккредитованные в АМВА школы продемонстрировали не только высокую учебную дисциплину, но и отличный уровень знаний своих слушателей. В АМВА по-прежнему поступает много заявок на проведение процедур аккредитации.
- Это правда, что система бизнес-образования в Европе переживает сейчас некоторый спад?
- В системе бизнес-образования Европы действительно заметны некоторые перемены. Это произошло в результате вступления в силу соглашений Болонской декларации - увеличилось число обладателей степени "магистр менеджмента" (ММgt) и возрос интерес к дистанционному обучению и заочным учебным курсам. Вслед за принятой в Болонье декларацией будущее МВА остается предметом дискуссий, но АМВА продолжает работать с правительством Нидерландов, чтобы было пересмотрено влияние Болонского процесса на образование во всей Европе. Сейчас ряд наших бизнес-школ предлагает получить степень MMgt тем, кто окончил школу ранее, и начавшим обучение по программам МВА. В перспективе это может сократить число тех, кто намеревается получить МВА и может привести к появлению курсов переподготовки, для того чтобы обладатель степени MMgt имел право получить MBA.
- Ваше мнение о бизнес школах в России.
- В этом году я была в Москве и встречалась с преподавателями, выпускниками и студентами из трех школ, которые аккредитованы в АМВА. Высокая репутация этих школ-МВА поддерживается международным преподавательским составом. Меня приятно поразил уровень подготовки как выпускников, так и студентов высших школ, с которыми я встречалась. И я полагаю, что выпускники бизнес-школ вносят свой вклад в российскую экономику, трудясь на своих рабочих местах. Подтверждение тому тот факт, что премия "Независимый студент года" (международная премия, учрежденная совместно газетой "Индепендент" и АМВА) присвоена в этом году российской студентке Наталье Бухштабер, выпускнице Академии народного хозяйства.
- На ваш взгляд, каковы перспективы у российских слушателей, обучающихся по программе МВА за рубежом?
- Они изучают новые технологии, получают профессиональные навыки, развивают внутренние и международные контакты. Если же смотреть сквозь призму российской экономики, условно российских студентов и выпускников можно поделить на две группы. В первую войдут те, кто учатся в России и вносят свой вклад в российскую экономику, применяя на своем рабочем месте методы и технологии, приобретенные в бизнес-школах. Они извлекают пользу из общения с однокурсниками и узнают от них столько же, сколько из лекций и учебных материалов. Ко второй группе мы отнесем россиян, которые учатся за пределами страны. Я встречала таких немало - они являются посланцами как МВА, так и России. Как и всем другим, им необходимо будет продемонстрировать работодателям преимущества своей программы МВА.