0
1266
Газета Образование Интернет-версия

05.12.2003 00:00:00

Ведущие бизнес-школы России

Тэги: mba, школы, выбор


mba, школы, выбор Слушатели МИРБИСа знают, они попали в хорошие руки...
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

По социологическим опросам, примерно 65% слушателей программ МВА при принятии решения о выборе программы руководствуются рекламными объявлениями. Но, увы, даже поверхностный анализ рекламных обращений позволяет наблюдать лишь стандартный набор характеристик, мало чем отличающий одну школу от другой. А сами руководители МВА-школ признаются, что большая часть сообщений вообще не несет "стопроцентноверной" информации.

Например, очень много желающих подержаться за "ленинское бревно" (говорят, этих помощников Ленина на субботнике вскоре после события перевалило за 1000). То есть очень много жаждущих объявить себя самыми первыми, самыми значимыми и самыми главными. На первый взгляд, совсем мелочный трюк, а люди "покупаются". На самом деле первых не так уж много. По данным Российской ассоциации бизнес-образования, первыми попробовали МВА: МИРБИС (1989), Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) при Академии народного хозяйства (АНХ) (1992), совместная программа Хагенского университета (Германия) и "Синергии" (1992), Российский университет дружбы народов (РУДН) (1993) и уже в 1994-1995 годах - были открыты МВА в других школах.

Другими традиционными ошибками потенциальных потребителей некоторые эксперты считают: большое доверие к устоявшемуся имиджу известного образовательного учреждения, излишний оптимизм по поводу участия иностранного партнера программы, ориентация при выборе на рейтинги СМИ.

И все-таки выбрать школу каким-то образом нужно. Что в этом случае нам посоветуют руководители ведущих бизнес-школ России? Может пойти по тривиальной схеме и выбрать "товар" по цене. Известно же, чем выше цена, тем лучше качество. В общем, да! - говорят руководители. Этот показатель оправдан. Цена свидетельствует о серьезности процесса. Бизнес-образование во всем мире очень дорогая услуга.

Ольга Андреева, декан факультета переподготовки Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ)

За последние полгода цена многих российских МВА-школ значительно возросла. Почему это произошло - сказать трудно. Моя версия - стал более дорогим труд преподавателя. Повысились требования к преподавательскому корпусу. Просто чтение лекций мало кого уже устраивает, слушатели требуют практического консультирования. Преподавателей, которые адекватны этим требованиям, на самом-то деле не так уж много. Они еще и, как правило, консультанты крупных отечественных и зарубежных компаний. Отвлекаться на то, чтобы провести занятие за 20 условных единиц (к примеру), им хочется все меньше и меньше. Если эти преподаватели еще и живут не у нас, а приезжают читать лекции из-за рубежа, их труд автоматически становится еще дороже. Но здесь другая проблема, не все зарубежные преподаватели уже удовлетворяют возросшим требованиям наших слушателей. У нас проводил лекцию человек очень высокого ранга, не буду называть его фамилию, а слушателям его занятия не понравились, слишком тривиально┘

Вместе с упоминанием преподавателей из-за рубежа школы часто дают в объявлениях информацию о наличии у них международной аккредитации. Но, может, международная аккредитация по большому счету вообще не нужна? Что дает она, например, самой бизнес-школе и, в частности, ее слушателям?

Михаил Иоффе, ректор Института экономики и финансов "Синергия"

Президент РФ Владимир Путин, выступая на совещании ректоров государственных и негосударственных вузов России, призвал ректорский корпус подумать над тем, как увеличить приток иностранных студентов в Российскую Федерацию. За рубежом, особенно в Америке, - обучение иностранных студентов приносит стабильно немалую часть средств, поступающих в госказну. Не совсем правильно будет, если МВА останется в стороне от этого процесса. Но для того, чтобы Россия могла успешно действовать на этом рынке, нужно, чтобы наша высшая школа и школа МВА (в частности) признавались за рубежом. В этом в значительной степени помогает аккредитация в международных ассоциациях. Это, если хотите, не наша прихоть, это одно из требований для организации работы с иностранцами. Для того чтобы пройти эту международную аккредитацию, мы должны выполнить ряд требований. "Синергия" совместно с Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова аккредитовала свою программу МВА в 2001 году в АМВА (Международная ассоциация программ МВА, самая главная и самая большая в Европе). В 2004 году проходим повторную аккредитацию, потому что она дается на три года. В 2003 году мы вступили в члены ЕFMD (Европейская ассоциация по менеджменту). И здесь мы сталкиваемся с определенного рода трудностями. Наши требования по госстандарту несколько отличаются от иностранных. Например, наши коллеги искренне удивляются столь большому (1000) количеству академических часов. Об этом следует нам всем подумать. Вторая проблема, как мне это видится, заключена в наших ориентирах. Не в критику президенту РАБО Леониду Евенко, он достаточно много делает и сделал для бизнес-образования, хочу все-таки спросить: "Куда нам двигаться: в сторону Америки или Европы?" Может, бросить все силы для аккредитации в европейских организациях, все-таки Россия вступила в Болонский процесс... А то, что вступать в международные ассоциации нужно, сомнения здесь просто нет. Когда мы проходили аккредитацию в АМВА, то в течение 6 месяцев нас проверяли международные эксперты. Это способствовало повышению качества нашего образования. Мы вынуждены были идти на более высокий уровень. Если бы нас даже не аккредитовали, сам процесс экспертизы очень подтягивает. Важна международная аккредитация и по другой причине. Имена всех слушателей аккредитованной школы находятся на сайте ассоциации, и эта информация доступна любому работодателю. Так что членство школы в Международных ассоциациях много что значит...

Итак, аккредитация важна. Правда, как в этом признаются сами руководители бизнес-школ, читая объявления, не всем школам стоит верить, что их информация о членстве в зарубежных организациях верна. Как сообщило нам РАБО, в АМВА, например, пока имеют аккредитацию "Синергия" и совместные программы - Московская школа экономических и социальных наук вместе с Кингстоунской школой бизнеса, Открытый университет Великобритании с Международным институтом менеджмента ЛИНК.

Комментируя объявления в газетах, руководители серьезных бизнес-школ так говорят о конкуренции на рынке МВА...

Татьяна Иванищева, проректор по маркетингу и развитию института МИРБИС

Процессы развития мировой экономики, глобализации образования готовят для российских бизнес-школ еще так много интересных проектов и возможностей для расширения и совершенствования, что речь идет скорее не о конкуренции на рынке бизнес-образования, а о создании эффективных партнерств. Это совместные проекты с российскими и зарубежными вузами (программы обмена студентами, преподавателями и программами), сотрудничество с бизнесом (по участию специалистов-практиков в преподавании, трудоустройство выпускников, корпоративные программы и т. д.), партнерские отношения с ассоциациями бизнес-образования.

В России сформировалась группа бизнес-школ - признанных лидеров, на которых ориентируются другие участники рынка бизнес-образования. Но при этом в России нет объективных, официальных постоянных рейтингов бизнес-школ. Тем не менее проводимые центром маркетинга и развития МИРБИС исследования показывают, что основные критерии выбора бизнес-школы слушателями - это рейтинг бизнес-школы, опыт работы вуза на рынке бизнес-образования, и по убыванию важности фактора - специализация, преподаватели, место учебы, цена. Поскольку выбор программ достаточно широк, то многие слушатели при выборе ориентируются на общепризнанных школ-лидеров. Со своей стороны, мы можем говорить об объективности в оценке качества образования в Институте МИРБИС - примерно 60% слушателей приходят к нам на обучение по рекомендации своих друзей, коллег, уже закончивших обучение в МИРБИС.

Сергей Скосарев, ректор Высшей коммерческой школы (ВКШ)

Конкуренция существует, она всегда будет, и всегда найдутся те, кто пойдет на любого рода уловки, - говорит Сергей Скосарев. - Конечно, чтобы как-то противодействовать этому, нужна серьезная справочная литература, изданная независимым органом, пусть даже при Минобразования РФ, которая бы объективно говорила о том, кто, где и как учит. Что касается "мягкого рейтинга", о котором часто говорили в последнее время, то он каким-то образом все равно всем известен. Гамбургский счет есть, и он нужен. Мы все друг о друге информированы и знаем, кто чего стоит. Что же касается рекламных объявлений, то я бы отметил, что сейчас к ним стали относиться чуть серьезней, чем это было даже пару лет назад.

Возможно, материалы этой полосы помогут потенциальному слушателю решить задачу выбора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1220
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1154
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
767
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
622

Другие новости