Позитивная установка у подростков возникает, когда у них есть перспектива получить достойное образование.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Нижний Новгород истосковался по политическому вниманию со стороны федеральных властей. Устранить этот пробел должен был "Российский форум-2003", недавно прошедший в этом городе. Во всяком случае, организаторы форума - аппарат полномочного представителя президента РФ в Приволжской ФО - объявили его чуть ли не главным общественно-политическим событием уходящего года. На деле же предпринятая попытка "реального управления страной со стороны общества" (цитата полпреда Сергея Кириенко) произвела двоякое впечатление на собравшихся.
С пионерским задором организаторы постарались втиснуть в три дня работы огромное количество тем (безусловно, важных и нужных), обсуждать которые предоставлялась возможность лишь тем, у кого было крепче горло. Круглые столы, информационные площадки представляли собой маленькие аудитории-боксы, отделенные друг от друга низкими хлипкими перегородками. Латинское слово "форум" (в переводе "рынок") поняли буквально, и на нашей почве оно вылилось в "толковище", граничащее с толкотней.
Но деваться было некуда, и под несмолкаемый, гулкий людской прибой состоялось обсуждение проблем, остро стоящих перед российским обществом. Наибольшее внимание вызвали темы социальной защиты детей и перспектив образования.
Выступившая на круглом столе "Формирование и реализация социально-правовой политики в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации" вице-премьер правительства РФ Галина Карелова подтвердила желание власти "встретиться с народом", чтобы подписать договор о намерениях и конкретизировать федеральную программу по защите прав ребенка. "Народ" согласно кивал головами. Никто не спорил, что нарушение прав детей - это основная причина детской преступности, детской наркомании. Все согласились в итоге, что для нормализации ситуации необходимо ввести новую государственную должность - уполномоченного по правам ребенка в России. Правда, ни у кого из собравшихся (включая Карелову) не оказалось четкого понимания, каким должен быть предлагаемый "институт" и как он будет делить полномочия с уже действующей структурой уполномоченного по правам человека?
По мнению вице-премьера, улучшение положения детей зависит от трех составляющих: государственной социальной политики, позиции гражданского общества и┘ социальной ответственности бизнеса. "Позитивная установка у подростков возникнет тогда, когда они от бизнеса получат не кепку с футболкой, а увидят заинтересованность в себе, получат рабочее место, получат профессию", - заявила Галина Карелова.
Не сговариваясь с вице-премьером по социальной политике, в соседнем боксе разбирали проблемы начального профильного образования. С одной стороны, с переходом на рыночные отношения закрылись многие профессионально-технические училища, ранее существовавшие при крупных заводах. Денег на их содержание попросту нет. С другой стороны - большинство подростков, стремящихся любыми способами "откосить" от армии, бросились в высшее образование. В итоге в целом ряде отраслей и специальностей возникли "дыры", наблюдается острая нехватка рабочих кадров. И это при том, что сегодня 25% от общего числа безработных составляет молодежь.
"Один из приоритетов государственной политики - начальное профессиональное образование, - подчеркнул первый заместитель министра образования Александр Киселев. - Молодым людям необходимо давать рабочую специальность. Но тут возникает целый ряд проблем".
Первая из них - на какой базе учить и в состоянии ли сегодня государство обеспечить ПТУ современным оборудованием? Замминистра был откровенен: "Ответ отрицательный. Это очень финансовоемкая сфера деятельности. Поэтому исключительно остро стоит проблема взаимодействия профессионального образования с работодателями для того, чтобы обучать подростков на той производственной базе, которая существует у предпринимателей".
Вторая задача, требующая решения, - кто будет учить. Попытки поднять зарплату мастерам производственного обучения закончились ничем. "Мы обратились к предпринимателям, заинтересованным в подготовке квалифицированных рабочих кадров, о предоставлении ими не только современного технологического оборудования, но и соответствующих мастеров обучения", - сообщил Киселев.
Третья задача - определиться с перечнем тех специальностей, которые будут востребованы в будущем. "Как система образования мы должны выполнять государственный заказ той сферы, которая развивается", - заявил собравшимся первый замминистра. При этом Александр Киселев согласился с тем, что это в большей степени региональная проблема. Решение этой задачи тесно переплетается с проблемами социально-экономического прогнозирования и тенденциями развития экономики на ближайшее время.