- Андрей Викторович, в чем, на ваш взгляд, очевидны риски проводимой ныне модернизации образования?
- Практически все реформы вызывают неоднозначное отношение к ним. Критиковать модернизацию образования тем легче, что многие считают себя особо сведущими в этой теме. Все мы когда-то учились в школе. Все мы родители, и наши дети посещают школу. Поэтому высказаться на эту тему считают возможным и обязательным многие. На мой взгляд, самые острые дискуссии образовательной реформы идут сегодня по единому государственному экзамену (ЕГЭ) и реструктуризации школ в сельской местности.
Преуспели в критике в основном те, кто имел о ЕГЭ самое поверхностное впечатление. Сейчас страсти поутихли. В этом году эксперимент уже прошел в 47 субъектах РФ, в следующем году начнется в Москве. Летом этого года члены нашего комитета встречались с директорами московских школ в Совете Федерации. Не скрою, большинство из выступавших директоров были настроены против Единого госэкзамена. Я рассказал нашим гостям, что такие настроения преобладали, например, и у их тюменских коллег до тех пор, пока они не приняли участия в эксперименте. После эксперимента мнение многих директоров изменилось, все согласились - оценка знаний при ЕГЭ более объективна. И это главное достоинство Единого госэкзамена. Главный недостаток - повышенные финансовые затраты. Ректоры некоторых ведущих вузов страны выступают против использования результатов ЕГЭ при поступлении в их учебные заведения. Но и эту проблему можно решить, если ввести дополнительные испытания по решению вуза.
Что касается вопроса реструктуризации сельских школ, то здесь правительство исходило из требования более эффективного использования бюджетных средств. Идет значительное сокращение учащихся в школах, особенно в сельской местности. В Тюменской области, например, за последние 10 лет прием в первые классы уменьшился на 52,7%. А затраты на сельского ученика сегодня в 2-3 раза выше, чем затраты на городского школьника. Для того чтобы действовать более эффективно в направлении реформ и ликвидировать конфликтные ситуации, органам образования необходимо действительно обеспечить более качественное образование и при переводе детей из сокращаемых школ в новые, и это должно быть очевидно и детям и родителям. Во-вторых, необходимо полностью решить все организационные вопросы и прежде всего обеспечить отлаженную систему доставки детей из отдаленных районов на школьных автобусах.
- Вы можете назвать примеры регионов, где эти вопросы решаются успешно?
- Некоторые районы Тюменской области проводят большую работу в этом направлении. За счет экономии бюджетных средств при реструктуризации для базовых школ приобретаются современные компьютерные классы, учебное и технологическое оборудование, спортивный инвентарь, делается качественный ремонт. И что я бы хотел особо отметить, создается целая система материального стимулирования учителей. За что стимулируют? За высокие результаты учащихся на ЕГЭ, за победу на олимпиадах и тому подобное. Вот такие действия органов власти плюс разъяснительная работа, показывающая, что в итоге учащиеся получат более качественное образование, которое даст им возможность быстрей адаптироваться на рынке труда, позволят существенно снизить риски проводимой реформы образования.
- В последнее время камнем преткновения стал и рассматриваемый в Госдуме РФ законопроект о стандартах школьного образования. На какой стадии находится этот законопроект сегодня?
- Вопрос принятия законопроекта о стандартах застрял в Государственной Думе РФ, хотя необходимость его принятия очевидна. Будем надеяться на его скорейшее рассмотрение в составе следующей Думы, но случится это не раньше второго квартала 2004 года. Возможно, что Министерство образования РФ за это время в качестве промежуточного варианта издаст свой нормативно-правовой акт, как это и было ранее.
- А зачем вообще введение новых стандартов, ведь жили же мы без них?
- В законопроекте прописаны основные принципы и порядок бюджетного финансирования деятельности образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. Это принципиально важно.
- Договорились ли сегодня эксперты, оценивавшие законопроект, между собой и какие изменения все же последуют?
- В начальной школе со второго класса вводится иностранный язык не менее двух часов в неделю и компьютерная грамотность - об этом можно говорить вполне определенно. В средней основной школе в пределах изучения обществознания будет увеличен объем часов на экономику и право. Также увеличится количество часов на информатику. Уменьшение часов коснется технологии, географии и биологии. На старшей ступени общеобразовательной школы будет реализовываться профильное обучение.
Что касается споров, то с разработчиками стандартов не согласны в основном те, кого коснулись уменьшения. Все эти споры продолжаются долгое время одновременно с дискуссией о негативном влиянии на детей перегруженности учебного процесса. Но абсолютно очевидно, что невозможно увеличивать объем преподавания одних предметов, не уменьшая других. Думаю, что введение дополнительных часов на иностранные языки, информатику и право отвечает требованиям времени. Хотя не стоит забывать, что одним увеличением часов проблему качества образования не решишь.
- А вам заметна разница в качестве образования, предлагаемого сегодня молодому поколению? Говорят, пора бы честно признаться, что у нас есть образование для всех и для избранных.
- Я не могу согласиться с тезисом, что совершенно отчетлива разница элитного образования и образования для всех. Я бываю во многих вузах страны и могу абсолютно уверенно сказать, что большая стоимость обучения в престижном вузе совершенно не гарантирует высокого качества получаемого там образования. Сейчас многие вузы практикуют создание лицейских классов. Туда отбирают победителей олимпиад без оплаты, а за плату по конкурсу отбирают способных ребят. В результате действительно формируются классы с высоким интеллектуальным уровнем. Как правило, при каждом вузе таких классов создается немного. И количество выпускников лицейских классов несопоставимо мало по сравнению с общим приемом в вузы. Эксперимент по ЕГЭ повышает возможность поступления в московские вузы способных детей из регионов. После окончания вузов большинство вернутся в свои регионы.
- Вы так думаете? Статистика свидетельствует чаще об обратном.
- Рассчитываю. Во всяком случае, об этом говорит мой личный опыт: в свое время я окончил ленинградский вуз и вернулся работать в свой регион.