Евгений Бунимович: 'ЕГЭ обеспечивает важное конституционное право – равнодоступность высшего образования'.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
- Евгений Абрамович, почему единый государственный экзамен радостно принимают в регионах и без энтузиазма в Москве и Петербурге?
- Если говорить об отдаленных регионах, то они прежде всего воспринимают даже не слово "ЕГЭ", а слово "эксперимент". За словом "эксперимент" стоит дополнительное внимание Центра, дополнительные ассигнования, организационная помощь и так далее. Появляется реальная возможность заявить о себе в Москве. Кроме того, ЕГЭ все-таки пытается выполнить одно важное конституционное право, которое сегодня, увы, не выполняется: равнодоступность высшего образования для всех граждан России на конкурсной основе, независимо от места проживания абитуриента.
Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то здесь другое отношение по следующим причинам. Вот мы сказали "А", и боимся сказать и "Б". Независимый контроль - это нормально, итоговый государственный экзамен должен принимать не тот, кто учил. И еще мы часто не договариваем, когда утверждаем, что наше образование самое лучшее. Действительно, неплохое и даже конкурентоспособное, но прежде всего (если не только) то, которое - элитное. С образованием "для всех" еще надо разобраться, никто и никогда не пытался определить его уровень. Возможно, именно ЕГЭ покажет хоть какие-то результаты нашей системы школьного образования. Кстати, пока что результаты по ЕГЭ малоутешительны.
Да и с высшим образованием пора сказать правду: есть вузы обычные, а есть совсем другие, элитные вузы. И список этих вузов нетрудно составить. Да он и есть. Но не у нас. Если вы заглянете, например, в Американский культурный центр в Москве, то там вы найдете этот список наших элитных вузов, после окончания которых вас с распростертыми объятиями возьмут в лучшие американские университеты. Это - МГУ, МФТИ, Санкт-Петербургский, Новосибирский университеты, еще несколько. Да и там - не все факультеты, разумеется. Все это вузы другого, более высокого ранга, и вполне понятно их сопротивление единому государственному экзамену. Наверное, туда действительно нужны дополнительные испытания. Но это 10-20 университетов из тысяч. А есть еще и третья категория - выросшие как грибы халтурные вузы, которые тоже против единого экзамена. Лишение права делать деньги на приеме их просто разрушит. Туда и дорога. Нужно сделать так, чтобы "халтурные" вузы проиграли, а элитные получили дополнительные возможности выбора абитуриентов. Вот тогда сопротивления единому экзамену будет меньше.
- Итак, у нас есть образование элитное и обычное. Но процесс все же идет в сторону того, чтобы сделать наше образование одинаково элитным для всех┘
- Это невозможно, да и не нужно. Здесь тоже нужно поменьше вранья и демагогии. Надо хорошо понимать, что математика на мехмате в МГУ и в обычном вузе - это предметы разного уровня. Механико-математический факультет МГУ - это штучный факультет, таких не в стране, а в мире не больше десятка. А больше и быть не может.
- Решит ли единый экзамен проблему набора достойных абитуриентов в элитные вузы?
- Конечно, нет. Сейчас будет значительно расширена возможность отбора одаренных от Бога молодых людей через систему олимпиад. Но надо понимать, что никакая система набора никогда не будет абсолютно справедливой. Есть только один путь решения проблемы, и я уверен, что мы когда-нибудь к нему придем. Сам вступительный конкурсный экзамен - абсурден, это надо хорошо понимать. Во Франции, скажем, все, кто сдал школьный экзамен, могут продолжить учебу в вузе. Кто не потянет, тот отсеется сам. Проучиться в вузе даже год, два - это уже полезно, социально и профессионально полезно. Мы, к сожалению, просто нищие и не можем дать возможность учиться всем, кто хочет. Но я уверен, что и в наших условиях можно что-то сделать. Если бы над абитуриентами не довлела армия, в вузы бы и сегодня шло меньше народу. Поступали бы те, кто действительно хочет учиться дальше.
- Министр образования РФ Владимир Филиппов сообщил, что более 40 процентов абитуриентов, поступивших в московские вузы из регионов, на занятия к 1 сентября не явились. Нет денег на столичную жизнь. Какой смысл тогда говорить о равнодоступности образования для всех?
- Вообще, право и реализация этого права - совсем разные вещи. Право на доступность образования будет только тогда реализовано, когда будет достигнут более высокий уровень благосостояния в стране. Хорошо, что министр открыто говорит об этих негативных для образования фактах. Меньше вранья - это единственный способ двигаться вперед. Есть факт, и над ним надо размышлять, искать пути. Надо поощрять регионы создавать и культивировать фонды и благотворительные организации, которые отправляли бы талантливых студентов на учебу в столицу. Нужно определить, какие обязательства перед регионами будут иметь студенты за эту возможность учиться в столичном вузе. Создать цельную систему, способную решить проблему обучения талантливой молодежи, как это сделано сегодня в Германии, Франции, США, других странах.
- Недавно журналистам предоставили возможность сдать единый государственный экзамен. Все справились с заданиями на "отлично". И у многих создалось впечатление, что тесты излишне просты.
- А по математике, наоборот, - в этом году излишне сложны.
Наши традиционные поиски своего пути во всем вызывали бы улыбку, если б не вызывали оторопь. Вообще, разработка контрольно-измерительных материалов, тестов, экзаменов - очень дорогая, сложная и длительная работа. Американцы по своему тесту TOEFL во всем мире отбирают себе студентов. Значит, тест работает. Он так разработан, что результатам доверяют. А вот на коленке, на ходу написанные тестовые материалы, как это зачастую делается у нас, могут привести лишь к тому, что в результате вы получаете то качество тестов, которое имеете сегодня. Я разговаривал с теми, кто занимается тестами в Англии. У них 500 человек разрабатывают эти задания. Но там один часовой пояс. А у нас 50 человек - и 11 часовых поясов. Таким полукустарным способом мы не получим качественные тесты.
- Ваша школа в этом году принимает участие в ЕГЭ. Готовитесь ли вы уже к этому событию?
- Недавно состоялось совещание по этому поводу в Московском комитете образования. Приезжали министр образования РФ Владимир Филиппов и его заместители. Я задавал конкретные вопросы по процедуре проведения и содержанию экзаменов. Если мы хотим проверить знания по математике, по русскому, то мы должны были узнать правила игры еще на берегу - в сентябре. А если правила проведения экзамена и его модель станут известны накануне экзамена - это только дополнительный стресс для детей, учителей и родителей. Это проверка на готовность к чрезвычайным ситуациям, к работе в МЧС, а не проверка знаний по предмету, Ясного ответа на вопрос, как, в какой форме все это будет проводиться, каковы правила игры, я пока не получил.