Об опыте проведения государственных закупок в ходе реализации федеральных целевых программ в сфере образования и о предполагаемых изменениях рассказали на недавней конференции представители Минобразования РФ, Министерства экономического развития и торговли, а также Национального фонда подготовки кадров.
Во всем мире государство - самый важный и главный закупщик продукции на рынке товаров, работ и услуг. Огромные объемы государственных закупок принуждают ответственных чиновников сделать этот процесс более оптимальным. Наиболее удобной формой для выполнения этой задачи во всем мире являются открытые торги и конкурсы. Тот же Международный банк реконструкции и развития (МБРР), осуществляя закупки товаров и услуг, проводит открытые торги вот уже более 50 лет. Солидная практика!
Какими моментами это осложнилось у нас, легко понять, взглянув на постановления совсем еще недавней поры. Например, указ президента от апреля 1997 года звучал так: "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Переход России на современную систему конкурсных процедур размещения государственного заказа изменил деятельность органов власти и организаций, участвующих в торгах, в этом направлении. Но в Министерстве образования РФ решили, что один закон "на всех" не способен учитывать всю специфику закупок, и разработали свои документы, регламентирующие и конкретизирующие различные этапы проведения конкурсных процедур.
В настоящее время разрабатывается новый закон о закупках и поставках продукции для государственных нужд. Разработчики этого закона учли уже имеющийся опыт, свой и международный, и постарались преодолеть ряд существующих противоречий и недостатков ныне действующего законодательства. В связи с этим предполагается в дальнейшем переобучить и подготовить государственных служащих, работающих в области закупок и сотрудников организаций - потенциальных участников торгов.
Как сообщила заместитель министра образования РФ Елена Чепурных, на конкурсной основе сегодня осуществляется 14 целевых федеральных программ, две большие программы находятся в стадии разработки. Одна из них - проект по обеспечению жильем детей-сирот. Проведение конкурсных процедур на поставку товаров, работ и услуг в школы ежегодно приводит к экономии 10-15% бюджетных средств, выделяемых на закупку продукции.
Ежегодно Минобразования РФ определяет приоритетные направления Федеральной программы развития образования (около 20 направлений), каждое из которых состоит из нескольких самостоятельных проектов. Реализация этих проектов и предполагает осуществление закупок товаров, работ, услуг. В 2001-2003 годах Минобразования России в рамках Федеральной программы провело более 140 открытых одноэтапных конкурсов, в которых приняли участие свыше 400 организаций-поставщиков. Для экспертизы заявок участников конкурсов было привлечено около 300 высококвалифицированных экспертов. Особенно сложные конкурсы по согласованию с Минэкономразвития проводились в два этапа.
Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена Соболева сообщила о специфике закупок по проектам, финансируемым за счет средств займов Мирового банка реконструкции и развития. По словам Елены Соболевой, всего было взято кредитов на суммы: 68 млн. долларов на высшее образование и учебное книгоиздание (освоены все), 50 млн. - на структурную реформу среднего образования (осталось освоить 7 млн.) и планируется взять еще кредитов на сумму в 100 млн. долларов. Окончательное решение о назначении кредитов на образование принимает правительство РФ по представлению Министерства образования. Но перед этим на средства МБРР проводятся достаточно длительные и комплексные исследования, цель которых - определить, какие изменения российской системе образования особенно необходимы. Принципы, которыми руководствуется банк, выделяя кредиты, - это эффективность, то есть достижение запланированных результатов, и целевое использование, то есть расходование средств строго по назначению. Если эти принципы не соблюдаются в ходе освоения займа, банк прекращает финансирование. Кредиты МБРР - около 6% годовых. Но российское правительство платит еще и за обслуживание этих денег.
Брать в заем у МБРР целесообразно, считает Елена Соболева, потому что результат реформ очевиден, они оправдаются. На эти деньги можно решать важнейшие задачи, способствующие развитию системы образования, и отдавать их спустя долгие годы (правительство начинает возвращать заем через пять лет после его реализации). 60% закупок на деньги МБРР осуществляется за счет национальных конкурсных торгов. Один из условий займов МБРР - участие в торгах иностранных компаний. Важнейшей своей задачей НФПК считает ведение переговоров с банком об участии в программах российских производителей. Как, например, к закупкам на программу "Школьный автобус" целесообразней привлекать только российских производителей. Ведение переговоров, считает Елена Соболева, процесс сложный и тонкий. Ведь для освоения займов МБРР нужно соблюсти множество формальностей. Например, запланировав приобретение компьютеров, нельзя просто пойти в магазин и купить компьютерный класс. Нужно написать заявку, получить согласие НФПК и банка, провести открытый конкурс, в котором будут участвовать различные фирмы, и выбрать ту, которая предложит лучшие условия поставок, получить одобрение банка, после чего НФПК перечислит этой фирме деньги.