В Министерстве образования РФ прошла совместная коллегия с Минздравом России. Надо заметить, что проведение такого рода встреч стало ежегодной традицией. Совместные заседания помогают не только более полно информировать друг друга о состоянии дел со здоровьем подрастающего поколения, но и наметить какие-то совместные задачи, а главное - обозначить действия в реализации их. Основное внимание привлек доклад главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко.
Исходя из того, что от 40 до 60% населения находятся в неудовлетворительном социально-экономическом положении, характеристики здоровья детей России выглядят, разумеется, крайне удручающе.
Наиболее распространенные заболевания у детей до 17 лет - заболевания органов зрения и пищеварения (самый высокий процент больных), кожно-мышечной системы. За последние годы заболеваемость подростков (до 17 лет) возросла на 24%, для детей до 14 лет этот показатель составил 21,7%. В три раза чаще наблюдается сегодня среди детей и подростков дефицит массы тела. У трети юношей и девушек - задержка полового созревания. В результате проведенной недавно диспансеризации детей и подростков выявлено, что 32% страдают болезнями крови и кровеносной системы, 31% - болезнями эндокринной системы (при этом заболевание щитовидной железы - 34%) и 25% детей страдают ожирением.
К практически здоровым (I группа) относятся 33,9% детей (при этом 36,9% живет в городе, 29% - в селе). II группа (дети с риском хронических патологий и функциональных нарушений организма) - составляет 52,1%. И наконец самая трудная группа (дети, страдающие хроническими заболеваниями) - 16,1% (при этом 14% таких детей проживает в городе и 17,1% - на селе). Наряду с типовыми заболеваниями отмечен рост так называемых социальных заболеваний - курение, алкоголь, наркомания. "Общество спаивается через рекламу пива!" - уверен Геннадий Онищенко.
К коллегии были подготовлены материалы о состоянии материально-технической базы школ страны. До 16% школ требуют капитального ремонта труб, 34% - не имеют канализации, 30% - водоснабжения, от 16-19% - не имеют центрального отопления (на всякий случай напомним, на дворе - XXI век). Школы Оренбургской, Кемеровской областей, Республик Тыва, Хакасия, Ямало-Ненецкого округа работают с серьезными перегрузками (2-3 смены). Школы Оренбургской, Ивановской областей, Республик Саха (Якутия), Бурятии, Алтайского, Приморского краев, Сахалинской области в настоящий момент не подготовлены к отопительному сезону. По результатам проверки аж 129 школ России оказались непригодными к использованию и были закрыты к началу учебного года. Около 100 школ допущены к преподаванию с ограничениями.
В 1716 школах выявлено превышение допустимых норм по электромагнитным полям. Из имеющихся в наличии 34% видеотерминалов (мониторов), установленных в школах, не отвечают требованиям безопасности. Как заметил Геннадий Онищенко: "Это объясняется тем, что в прежние годы школы превратились в свалку устаревших компьютеров, благодаря так называемой "благотворительной" помощи".
Минобразования РФ, естественно, о ситуации информировано и делает многое, чтобы положение если не исправить, то хотя бы каким-то образом облегчить. Как отметили выступающие, сегодня основные силы направлены на то, чтобы активизировать переход к образованию по выбору. А это должно, по утверждению чиновников, в значительной степени разгрузить школьника от большого количества школьных предметов (ведь многие до сих пор считают, что проблемы со здоровьем школьников связаны с хроническим переутомлением в школе).
В связи с этим уже сегодня активно внедряется вариативная система обучения с учетом способностей школьников, совершенствуются учебные планы, разрабатываются новые авторские программы, учебники, учебно-нормативная документация. Расширены возможности для реализации программ коррекционно-развивающего обучения. Есть определенные сдвиги и в работе по организации горячего питания школьников. Дополнительные средства заложены в будущие бюджеты (местные и федеральный) на ремонт зданий.
С 1 сентября 2003 года вступили в силу новые санитарно-гигиенические нормы в школе. Возможно, они настроят школьные коллективы на борьбу с хроническим переутомлением школьников. Все остальные болезни вылечить школе в одиночестве вряд ли удастся.