Начало школьного года повсеместно отмечено сезонным всплеском общественного интереса к школе. Куда большее число политиков по сравнению с предыдущим годом направилось к местам обучения школьников и студентов. Что косвенно означает - приближаются выборы. Кроме того, появились как минимум три передачи на телевидении, посвященные теме образования. Одна из передач даже создана по заказу Минобразования России. А этот факт опять же косвенно свидетельствует, что приближаются выборы и что эксперименты Минобразования входят в завершающую фазу, а их надо пиарить┘ Но, несмотря на все эти нюансы, внимание к теме образования само по себе приятно. Если, конечно же, разговор о проблемах на просвещенческой ниве открытый, без лести и угодничества, с желанием всех действительно что-то сделать лучше┘
А мы сегодня пригласили к разговору людей известных и уважаемых, которые, несмотря на свою порой сумасшедшую занятость, действительно уделяли и уделяют молодому поколению очень много внимания. Вопрос, который мы предложили для обсуждения: "Что вас настораживает в современной школе и что хотелось бы в ней изменить?"
Владимир Потанин, глава холдинга "Интеррос"
Времена меняются, а основные проблемы, на мой взгляд, были и остаются прежними. Школа может воспитать человека нормальным, со здоровой психикой, заложить правильные нормы и мудрые человеческие принципы. А может человека испортить, надломить и зашорить через бесполезную муштру и нетворческий подход. Такая опасность, к сожалению, была и остается. Больше всего меня беспокоит, что сегодня немного можно встретить в системе образования людей, которые искренне и квалифицированно занимались бы своим трудом. Таких людей, которые в каждом ребенке видят личность. Таких, которые способны заложить в школьниках критерии осознания того, правильны или неправильны их детские поступки. Критерии эти закладываются в раннем возрасте, и школа в процессе роста ребенка многое меняет.
Что мне не нравится еще┘ Я не люблю, когда задают много на дом. Я помню, что я ничего не успевал сделать дома. И своих детей я не могу ругать за то, чего я сам не делал. Иначе получается какой-то двойной стандарт. Мы часто требуем, чтобы дети были обязательными и четкими по отношению к своему труду, а их труд основной сейчас - учиться. Но, задавая заведомо столько уроков, сколько ребенок просто не в состоянии осилить самостоятельно, потом удивляемся, почему у детей пропадает интерес к труду. Почему они потом становятся плохими работниками или почему им трудно устроиться в жизни? Идет все это, на мой взгляд, еще со школьной скамьи. Что-то здесь мы н дорабатываем. И обидно, что детей приучаем к профанации с самого раннего детства┘
Юрий Кобаладзе, генерал-майор в отставке, член Совета по внешней и оборонной политике
Сколько лет прошло, а у меня все ощущение, что нам в школе давали лишние предметы. Зачем мне, гуманитарию, надо было учить в такой степени алгебру и тригонометрию, не понимаю и по сей день... Явный перебор часов по дисциплинам, напичкивание лишними знаниями, которые в жизни потом пригодятся лишь единицам, - вот то, что можно бы пересмотреть в современной школе┘ Есть еще в школе нечто такое┘ Помню, как-то я пришел на школьное собрание к своим дочерям. И после этого директор распорядился меня в школу не пускать. Почему? Я попал на встречу с представителем районного отдела народного образования, которая собрала родителей, чтобы объяснить, что отныне детям требуется на поля не три клеточки как это было ранее, а четыре. За нарушения представительница РОНО обещала детей строго-строго наказывать. После часового напора местной начальницы я не выдержал и громко спросил: "Я что-то никак не могу понять, вы нас вообще за кого тут держите?"
Евгений Герасимов, актер, режиссер
Меня сегодня тяготит груз образовательного неравенства. Обеспеченные люди имеют значительно больше возможностей для того, чтобы научить и подготовить своих детей к поступлению в вузы. В предыдущие годы возможности были у всех одинаковые, все имели равный доступ в любые высшие учебные заведения страны. Сегодня картина иная...
Я помню себя в школьном возрасте, учился тогда довольно легко, с трудом шел только английский. Даже конфликты с учителем были. Но ведь тогда к знанию языков и не предъявлялись такие серьезные требования, как сегодня. А вот мои дети уже не имели моих проблем, успешно закончили школу с углубленным изучением французского языка и поступили в вузы. Профильные и специализированные школы - это хорошая идея. И еще мне нравится, как Москва решает проблему колоссального отрыва школьных знаний от вузовских. Школы при вузах - это перспективно. Ребята еще со школьной скамьи имеют возможность подготовить себя к научной деятельности. Процесс вхождения в науку и вся их дальнейшая карьера в связи с этим идут гораздо успешней. Это же замечательно.
Для родителей же тех учеников, которые учатся в обычных школах, как мне кажется, и тогда, и в современных условиях основная проблема - плохое качество обучения. А это уже напрямую зависит от зарплаты учителей. Конечно, что-то делается в этом направлении. Вот и в этом году зарплату учителю подняли, и все же... Сколько получают педагоги - так и работают с нашими детьми. И раньше и сегодня в педвузы идет не самый лучший абитуриентский контингент.