Привлечь к себе внимание коллектива можно разными способами, главное – не переусердствовать в этом.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
Ваш ребенок перешел в новую школу. Вроде бы вы убедились, что школа неплохая, и вдруг┘ Кстати, знаете, как определить, не ошиблись ли в выборе? По мнению школьного психолога с пятнадцатилетним стажем Елены Сазоновой, сегодня достаточно наличия в школе трех признаков: в ней не пахнет туалетом, встречные учителя улыбаются, а из бегущей толпы школьников хотя бы один кричит вам "Здрасте!", чтобы расслабиться и довериться хорошему коллективу. Если что-то отсутствует, приготовьтесь к испытаниям. Кстати, не посылайте ребенка сразу к школьному психологу. Психологически сделать такой шаг ребенку трудно: "Не пойду. Увидят одноклассники, скажут, к "психу" ходил┘" Лучше посетите специалиста сами┘
Мы сегодня поговорим о трудностях новичков с психологом Александром Венгером, автором многих книг по детской психологии.
- Александр Леонидович, поясните для начала, как долго вообще длится период вхождения новичка в коллектив?
- По-разному у разных детей, но как минимум два месяца. Иногда полгода и даже год, а некоторым так и не удается успешно приспособиться к новым условиям. Но это, конечно, уже отклонение от психологической нормы.
- Проблемы у новичка сегодня те же, что были и у его родителя 20 лет назад?
- Есть и те проблемы, что были двадцать лет назад. Хотя время и строй, при котором мы живем, безусловно, приносят свои сложности. Например, относительно недавно родилась проблема, связанная с переходом ребенка в класс, где большинство составляют дети из другой социальной группы. Возникает проблема бедности и богатства. Она, несомненно, присутствовала и раньше, но не в таких масштабах.
- Кстати, если ребенок перешел в такой класс, где дети более материально обеспечены, следует ли ему потакать в удовлетворении возросших потребностей?
- А зачем?
- Чтоб не чувствовал себя ущербным┘
- Если бедность ребенка тяготит, он всегда будет чувствовать себя ущербным. Потому что все равно найдутся люди, которые будут богаче его. Ребенка надо избавить от этого чувства ущербности.
- Прошел адаптационный период, а с ребенком не дружат, он одинок. Как быть?
- Это может быть преодолено, если ребенок будет иметь то, что котируется в этой группе. А что в ней котируется, будет зависеть уже от установок в коллективе. Ценности в разных школах - разные, но почти никогда не бывает, чтобы в детском коллективе ценилось бы только материальное благосостояние. Физическая сила и интерес к тому "кто крут" котируется там, куда приходят дети из семей, больше занятых материальным накоплением.
- Можно привлечь внимание одноклассников завидными знаниями в области школьных предметов?
- Гораздо в меньшей степени, нежели, например, знаниями о течениях в современной музыке. Или владением информацией о современных фильмах, книгах, компьютерных играх. Всегда во все времена ценилось умение играть на гитаре. Особенно в подростковом возрасте - это мощный фактор, обеспечивающий вхождение, принятие в детский коллектив. Очень котируется, если ребенок много путешествовал и хороший рассказчик.Интеллект котируется в коллективах, где собрались дети из интеллигентных семей и семей хороших специалистов, неважно какая у них профессия.
- Если безобидные формы неприятия приняли форму агрессии, к кому тогда за помощью?
- Если классный руководитель произвел на вас впечатление человека умного, то спешите к нему. Есть еще в школе специальность школьного психолога. Но для начала вам следует разобраться, что это была за драка. Драка один на один или толкучка, когда "куча мала" - это нормально. Если новенький способен претендовать на какое-то заметное положение в коллективе, то конфликты первое время с лидерами - это неизбежно, пока не выяснятся и не определятся позиции. Вот когда мой сын перешел в новую школу, то некоторое время приходил домой с синяками. Я все спрашивал его: "С кем дерешься?" Пока не выяснил, что он все время дерется с одной и той же группой парней. Трое мальчиков, к которым в классе относятся с явным уважением. Выяснив ситуацию, я посчитал, что все в порядке. Мой сын ищет свое место в коллективе. И когда он вошел в эту тройку лидеров, уступив первым двум, драки прекратились.
Другое дело, когда ребенок выступает в качестве козла отпущения, как это часто бывает. Здесь приходится иметь дело с низкостатусной толпой. Лидеры, как правило, козлом отпущения не интересуются. В изгои определяют ребенка те, кого самих сильно третируют. И тогда требуется помощь взрослых. Нужно работать в первую очередь над формированием у ребенка средств общения, потому что чаще всего такое происходит с теми детьми, которые не умеют строить свои отношения со сверстниками.
- А этому можно научить?
- Те, кто сам не научается, тех можно и нужно этому учить.