Без создания в том числе и спортивных секций "школа полного" дня едва ли выполнит свои задачи.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
- Александр Наумович, каковы, на ваш взгляд, причины, обусловившие переход к школе "полного дня"?
- Причин несколько. Ежегодно увеличивается число работающих женщин - дома некому сидеть с детьми. Сложилась тревожная ситуация с безопасностью детей - опасно их отпускать на улицу. И, наконец, демографические "ямы" понуждают использовать освобождающиеся школьные площади с максимальной пользой для подрастающего поколения. Согласно социологическим опросам, родители совсем не возражают, чтобы ребенок был занят в школе подольше.
- Мы решим вышеозначенные проблемы предполагаемыми мерами?
- Понимаете, школу "полного дня" как тип образовательного учреждения мы не трогали по крайней мере лет 30. Именно столько лет тому назад в Москве директором школы 544, доктором педагогических наук Костяшкиным Эдуардом Георгиевичем была разработана концепция школы "полного дня". Он обосновал ее принципы, цели и задачи. Школа "полного дня" - это ведь не простая, привычная нам всем продленка. И было бы большой ошибкой так думать. Дети и так ненавидят продленки, называют их "продлюгами" и возненавидят их после нововведения еще больше.
Как я понял, пока ни одного официального документа по школе "полного дня" нет. Идея на этот раз вышла из-под крыла департамента образования города Москвы. Какова будет модель - не знает никто. Но уже существуют опасения, что, не подготовив кадры, не проработав концепцию, попытаются просто запихнуть подростков в школу - это полицейский ход.
Многим модель может привидеться и таким образом: запрем детей в школе и по запискам родителей будем отпускать после уроков по домам. Понятно, что это создаст только лишнюю напряженность в школах. В развитых странах оставить ребенка в школе на несколько часов (что-то типа нашей продленки) - это очень дорогое удовольствие. И платят учителям за дополнительное время тоже очень хорошо. Не думаю, что у нас пойдут таким же путем. А нагружать учителей, имеющих и без того колоссальную нагрузку, кружковой работой - бездумно. Во-первых, учителя не умеют вести кружки (отвыкли, не научили), а просто так люди в школу не приходят и не придут. За существующую мизерную зарплату работать никто не будет. Без кружков же школа полного дня превратится в "резервацию".
Я очень радуюсь тому, что наш департамент образования выступает с такими инициативами и видит проблему школы, но меня удивляет "кавалерийская атака" - немедленно что-то сделать┘ Не забывайте, что еще остается опасность школьной перегрузки. Опасаюсь, что в некоторых школах, не найдя способа организовать достойную работу творческих кружков, пойдут по пути наименьшего сопротивления и организуют дополнительные занятия, тем более что надвигаются стандарты, тесты и прочая министерская "радость".
- Может, планируют привлечь к работе в школе родителей. Кстати, по вашим наблюдениям, ослабла ли эта связка "родитель-школа"?
- Я могу говорить, только исходя из опыта своей школы, но она не совсем обычная, экспериментальная, и главная идея ее - создать условия для развития индивидуальности ребенка. Нельзя индивидуально развивать ребенка в школе, когда дома на него кричат. Невозможно в принципе, чтобы дома ребенок оставался подневольным человеком, а в школе его развивали как свободную личность. Родители, которые привели нам своих детей, понимают это┘ А вообще, по моим наблюдениям, родители стали больше интересоваться делами школы. Почему это происходит - я не могу сказать. Другой вопрос - родители в школе, как правило, не нужны.
- Совсем? И даже для общественного контроля?
- Нет у наших родителей таких прав. Помню, однажды во Франции, в электричке, я разговорился с одним человеком, не педагогом - экологом, но членом попечительского совета. Наша директриса, заметил мой случайный попутчик, никакая не демократка и никаких демократических "вольностей" в школе никогда не допустит, но от нашего родительского слова зависит подписание высшим начальством школьной сметы, поэтому она с нами советуется. А у попечительских советов в России пока таких прав нет.
- Недавно Министерством образования РФ упорядочена процедура оказания школой дополнительных услуг населению. В связи с этим у некоторых родителей появились опасения, что учителя перестанут учить на уроках, ожидая особо усердных учеников к себе на дополнительные занятия после уроков.
- Дополнительные образовательные услуги - это ведь не дополнительные занятия. Это может означать введение какого-то интересного курса, помогающего подготовиться в вуз, интересные лекции. Впрочем, я знаю ряд школ, где некоторые уроки слабенькие, а дополнительные занятия сильные. В основном этим грешат уроки английского языка. В этом смысле наличие договоров, которые теперь будут составлять родители с учителями, поможет избежать такого рода трудностей. Только вот в чем проблема - не умеют у нас родители читать документы. Отсюда - и все недоразумения. Есть и еще один важный момент: если ребенок не хочет знать предмет, а школа не может поднять его мотивацию - то никакие дополнительные услуги этой самой школы ученику не помогут.
- В таком случае - вопрос, который волнует всех родителей всех времен и народов: как заставить ребенка учиться?
- Пока родителей будет мучить этот вопрос, будет увеличиваться количество детей, не желающих учиться. Спешу всех успокоить: только 10 процентов детей на всем земном шаре познавательно мотивированы. Для них познание - жизненная потребность. (Откуда она берется? Только не из школы.) А все остальные дети хотят жить нормальным детством, а вовсе не готовиться к жизни.
- Замечательно, а что делать родителям в этой ситуации?
- А родителям - понимать это. Миф о том, что Моцарта били по рукам и поэтому он стал Моцартом, - идиотский. Этот ребенок уже был Моцартом, а что били - это другой вопрос. Чтобы не упустить талантливого ребенка, его надо развивать. Ходить с ним на выставки, в походы, в кино. Вести в его присутствии умные разговоры со своими коллегами. Приносить интересные журналы и искать статьи в интернете. Все родители интересуются, какие параграфы повторить, какие книги читать ребенку. А вот развитием подростка заниматься никто не хочет. Я заплачу репетитору, и он из моего чада сделает гения. Не сделает┘
Я часто спрашиваю своих иностранных коллег: "Какую тему, если бы можно было провести международный конгресс, вы согласились бы обсудить?" И слышу всегда одно и то же: "Почему дети не хотят учиться и что надо сделать, чтобы они захотели учиться?" Везде во всех странах дети не хотят учиться. Ребенок мотивирован иначе, он приходит в школу не за знаниями. Он приходит, чтобы общаться со сверстниками, проявить себя. Если школа ему эту возможность дала, она вправе предложить обмен: "Мы создали тебе условия, а ты за это поучись немного". Но есть и еще одна причина: "Почему ребенка не спрашивают о том, что ему хочется узнать?"
- На ваш взгляд, какова самая опасная тенденция в современной российской школе?
- Школы прекратили учить детей. Многие ограничиваются "проверяющей" функцией. Стремление ко всеобщему тестированию и стандарту еще больше разовьет эту тенденцию.
- Многие родители и школьники даже накануне первого сентября продолжают искать хорошую школу. Помогите советом.
- Мой друг Симон Соловейчик на этот вопрос всегда отвечал так: "Придите в школу, посмотрите на учителей, загляните в классы, посмотрите в глаза детей, и вы все поймете". От себя могу добавить, не спрашивайте, по каким программам учатся в данной школе и по каким учебникам. Посмотрите, как дети общаются, прислушайтесь к их речи и речи тех, кто их учит. Посмотрите на лица встреченных вами в школе. Что в них? Интерес, улыбка? Выбирайте школу по эмоциональным признакам. Конечно, если вы согласны с принципами, что школа - это полноценный отрезок жизни ребенка.