Основные споры идут сегодня вокруг экономической составляющей модернизации нашего образования. Попробуем обсудить эту тему исходя из результатов эксперимента по введению системы государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), опираясь на конкретные цифры и факты, а не только на предположения и планы.
Начнем с того, что с 2002 года в Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия) и Чувашской Республике проводится эксперимент по финансированию вузов с использованием ГИФО.
На практике механизм ГИФО выглядит следующим образом. По итогам сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) выпускник школы получает документ - государственное именное финансовое обязательство одной из пяти категорий, денежное обеспечение которых в 2002 году составило от 1200 до 14500 руб. В дальнейшем этот документ дает возможность вузу получать финансирование на обучение на конкретного студента в соответствующем объеме. Поскольку количество баллов, полученных на экзамене и "размер" ГИФО напрямую связаны, вузу выгодно брать лучших абитуриентов, потому что именно за ними в вуз "приходят" деньги. В результате размеры финансирования определяются реальным объемом и качеством работы вуза, а не "контрольными цифрами".
Введение ГИФО позволяет достичь нескольких целей первостепенной важности. Во-первых, повысится доступность высшего образования за счет более гибкой системы оплаты обучения в вузах. Лучшие студенты по-прежнему будут обучаться только за бюджетные средства (их доля должна составлять не менее 50% от общего объема приема в вуз, в том числе не менее 25% - по каждой специальности). Остальные получают возможность доплачивать из своего кармана только разность между установленной вузом стоимостью обучения и номиналом своего ГИФО, а не полную стоимость, как им приходится это делать сейчас.
Процесс взаимного выбора (вузом - абитуриента, абитуриентом - вуза) оздоровит систему высшего образования, поскольку резко снизит привлекательность поступления в низкокачественные частные вузы или на многочисленные факультеты экономики, права и менеджмента, непрофильные для своих вузов, которые дают, по сути, псевдообразование. Тем самым финансирование на основе ГИФО повышает эффективность использования бюджетных средств, которые в большем объеме направляются в лучшие вузы, гарантирующие качество подготовки студентов, стимулирует конкуренцию вузов и факультетов и обеспечивает большую экономическую самостоятельность вузов в использовании бюджетных средств.
Важно заметить, что система ГИФО - лишь одна из составляющих бюджетного финансирования высшего образования, призванная обеспечить текущие нужды вузов, напрямую связанные с числом обучаемых студентов. Она будет дополняться гибкой системой доплат (в первую очередь в экономически проблемных регионах) и долгосрочными программами развития вузов. Оптимальным соотношением между текущим и долгосрочным финансированием мы считаем 3:2.
В первый год эксперимента на основе ГИФО в 2002 г. в вузы было принято 14 256 человек, из них на бесплатной основе - 8 407 чел. ГИФО I категории получили 8% выпускников, основная масса получила ГИФО II и III категории (соответственно 39% и 37.5%).
Главный положительный итог эксперимента - механизм ГИФО действительно способствует достижению поставленных целей и позволяет ощутимо увеличить доступность высшего образования и расширить возможности выбора образовательной стратегии для абитуриентов. Практически все студенты с ГИФО I и II категорий будут обучаться в вузах бесплатно - расходы на обучение полностью покрываются суммой, перечисляемой вузу согласно ГИФО. Эта цель достигается и для многих студентов, получивших III категорию ГИФО. Остальные же будут только доплачивать за свое обучение разницу между стоимостью обучения и величиной полученного ГИФО.
Эксперимент позволил вскрыть некоторые не прогнозировавшиеся проблемы. Так, произошел перерасход бюджетных средств, в значительной степени обусловленный тем, что в 2002 г. было принято решение об установлении II категории ГИФО для всех лиц, поступающих в рамках целевого приема. На практике это привело к тому, что многие вузы резко увеличили целевой прием, обеспечив себе таким образом дополнительное финансирование, не соответствующее реальному уровню знаний студентов.
Именно поэтому в 2003 году Минобразования РФ приняло решение об установлении для "целевых" студентов категории ГИФО по результатам ЕГЭ (на общих основаниях). Вместе с тем устанавливаются повышенные величины ГИФО I, II и III категорий для студентов, обучающихся по важным для экономики региона специальностям. Это будет способствовать привлечению на эти специальности наиболее подготовленных абитуриентов. Перечень таких специальностей определяется властями региона совместно с вузами и утверждается Минобразования РФ.
В 2003 г. в рамках эксперимента проводятся модельные расчеты и оценка последствий перехода к системе финансирования на основе ГИФО еще для 11 вузов Ростовской, Самарской и Челябинской областей. Выбор регионов и вузов прежде всего обусловлен их участием в эксперименте по ЕГЭ на протяжении не менее чем двух лет, а также наиболее полным перечнем предметов, которые сдаются в форме единого экзамена.
Подводя первые итоги, можно сказать, что, несмотря на возникающие проблемы, иногда весьма неожиданные, в целом эксперимент подтверждает те расчеты, идеи и планы, которые лежат в его основе. ГИФО действительно делает финансирование более гибким, распределение ресурсов более очевидным, а само образование более доступным. Уроки же, которые мы извлекаем из возникающих трудностей, помогают совершенствовать изначальный замысел, адаптируя его к реальности, и таким образом всесторонне подготовиться к введению в качестве одного из механизмов финансирования профессионального образования в федеральном масштабе.