0
1914
Газета Образование Интернет-версия

20.08.2003 00:00:00

Деловое администрирование с российским уклоном

Тэги: mba, рейтинг, школы, опрос


mba, рейтинг, школы, опрос Не проходите мимо МВА! Новый вид образования сегодня можно получить практически во всех элитных вузах страны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Как учат на лидера в России

Новый вид образования возник практически на пустом месте. Нет, подготовка директоров крупных предприятий, конечно, велась┘ но по-своему, по-советски.

В конце 90-х годов по настойчивой просьбе оформившейся к тому времени общественной структуры - Российской организации бизнес-образования, РАБО Минобразования РФ начало официальный эксперимент по реализации программы МВА в стране. И сегодня МВА переживает свой новый этап становления в системе высшего образования России (см. интервью с Леонидом Евенко).

Интересен круг людей, для которых предназначен новый вид дополнительного образования. Если высшее образование россиянин выбирает, чтобы приобрести определенный статус в обществе и трудоустроиться в соответствии со своим дипломом, то на МВА в основном ориентируются те, кто уже состоялся как лидер и руководитель, занимает определенные позиции в бизнесе и намерен пополнить свой багаж знаний, чтобы успешнее вести работу. Средний возраст российских слушателей МВА - 34 года.

Итак, МВА - мастер делового администрирования - продукт одновременно западный и отечественный. Как считают иностранные партнеры, российская программа "узнаваема", она сделана по принципам "канонической" МВА, оформившейся в 1960-е годы в США, когда там шел настоящий "бум МВА". Тем не менее она в значительной степени не лишена национальных черт.

Алексей Ончуков, начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства при правительстве РФ

Российские МВА - жанр своеобразный. В этом году мы будем отмечать 15 лет МВА в России. И хотя мы молоды, вопросы сравнения западных и российских МВА отходят от плоскости "лучше-хуже". Ведь это разные продукты, адресованные разным аудиториям. Тем, кто стремится сделать карьеру на Западе, подходит западная программа. Тем, кто связывает свое будущее с Россией, необходимо ориентироваться на отечественное бизнес-образование. Если говорить об отличиях, то в западных программах очень сильна составляющая самостоятельной работы слушателей с литературой и дополнительными материалами. В то время как наши слушатели с учебниками работают плоховато. И их можно понять, они в основном очень занятые люди. У нас лучше работает схема "лекция-семинар"... А вот следующее отличие уже несколько нивелируется: на Западе весьма популярна методика "case studies" (обучение по прецедентам), но и в России процент российских "кейсов" из бизнес-практики отечественных компаний сегодня растет┘ У многих наших школ, так же как и за рубежом в престижных МВА-школах, растет уровень требований при отборе кандидатур. У нас, например, три уровня вступительных процедур.

Справка "НГ"

ВШМБ считают самой большой бизнес-школой в стране. Она - "ветеран движения" МВА, создана в 1988 году. Особое внимание сегодня уделяют в ВШМБ индивидуальному подходу к обучению, набор предлагаемых там на сегодня дисциплин из 63 возможных.

Дорога к международному признанию

Кроме перечисленных выше отличий российских и зарубежных школ в России еще по-другому работает система общественного контроля и несколько иначе решается вопрос аккредитации бизнес-школ. На Западе вступление бизнес-школы в международные престижные ассоциации МВА, например, в американскую Association to Advance Collegiate Schools of Business (ААСSB), в европейскую Association of MBA (АМВА, Великобритания) или другие, уже означает, по сути, аккредитацию школы и последующую высокую репутацию. У нас для "внутреннего пользования" аккредитацию проводит Минобразования РФ, а что касается международного признания, то это - вопрос сложный. И отношение к аккредитации у всех разное.

Мисак Вартанов, руководитель программы МВА, декан факультета "Компьютерные технологии в бизнесе", кандидат физико-математических наук, профессор Академии народного хозяйства

Быть членом Международной ассоциации и иметь международную аккредитацию - это принципиально разные вещи. Сейчас многие российские программы провозглашают, что программа аккредитована в EFMD или AACSB, на самом деле этого быть не может. Во-первых, аккредитовывают только бизнес-школу. Во-вторых, ни одна российская школа не имеет аккредитации EFMD/AACSB/AMBA. Единственное, что имеют все наши бизнес-школы, - аккредитация Минобразования РФ. Вот зарубежный партнер нашей школы имеет аккредитацию Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) и сейчас вступает в AACSB и АМВА. В 2004 году он уже будет иметь три аккредитации, в таком случае это будет единственный партнер российской бизнес-школы, который имеет столь солидную поддержку ассоциаций.

Стремиться получить международную аккредитацию надо. Ведь тогда диплом российской школы будет признан во всем мире, а это даст ряд преимуществ. Например, можно будет прослушать два курса в России, потом продолжить обучение в другой стране мира, завершить - в третьей. Но самое главное - это котируется при приеме на работу. Выпускники таких школ могут претендовать на большую зарплату, на высокие позиции в бизнесе. Но, разумеется, путь, ведущий к международному признанию, долог, к нему надо готовиться┘

Справка "НГ"

В 2001 году на Факультете "Компьютерные технологии в бизнесе" Академии народного хозяйства совместно с Высшей школой бизнеса г. Гренобля открыта программа по подготовке специалистов по МВА со специализацией в электронном бизнесе. В 2002 году уже появилась новая специализация программы МВА - "Глобальный менеджмент". А в 2003 году - "Управленческое консультирование". Лекции читают наши и зарубежные преподаватели.

Николай Попков, директор центра програм МВА Московской Международной высшей школы бизнеса МИРБИС (институт)

Зарубежная аккредитация для бизнес-школы - вещь важная. Наша программа, например, аккредитована университетом Метрополитен (Лондон). Мы даем сертификат этого вуза, который подтверждает степень магистра. Нам, наверное, легче все это было осуществить, потому что мы негосударственное образовательное учреждение, а значит - обладаем определенной степенью свободы и мобильностью в принятии решений. Вместе с тем, разумеется, мы, как аккредитованное государством учебное заведение, имеем право выдавать государственные дипломы.

Что дает международная аккредитация? Проверяя организацию учебного процесса и содержание нашей программы, профессорско-преподавательский состав зарубежных вузов оценивает попутно ее качество и дает критерий доверия. Этим они подводят программу под свой сертификат, свой диплом. Наши выпускники имеют право представлять свою работу для защиты в зарубежном университете и иметь их диплом. Таких совместных программ МВА в России много. Этот путь мы считаем продуктивным. Другой вопрос - аккредитации различных международных общественных ассоциаций. На данный момент мы готовимся для аккредитации в АМВА, и это еще один дополнительный критерий качества наших программ. Вообще если образовательное учреждение носит название "международной бизнес-школы", то оно должно это название оправдывать. Наша школа, например, одна из немногих, которая имеет свой статус, имя, звание, положение и┘ пятнадцатилетний опыт работы. Соответствующим должен быть и профессорско-преподавательский состав таких школ. Преподаватели бизнеса - это новаторы отечественных учебных программ. Они создают новый образовательный продукт. Мы придаем огромное значение тому, чтобы преподаватель работал и в других бизнес-школах, и консультировал различные фирмы и предприятия. Благодаря этому он может вносить свои поправки в занятия и лекции.

Справка "НГ"

Институт МИРБИС создан в 1988 году для реализации первой в России программы МВА. Учредители института: РЭА им. Г.В. Плеханова и Общество экономических исследований "НОМИЗМА". Первая школа бизнеса в России, предложившая в 1994 году специализированную программу "МВА-маркетинг". В настоящее время разработано 13 специализаций в различных областях деятельности. Институт предлагает все уровни и формы образовательных программ, которые успешно реализуются совместно с крупнейшими российскими и западными вузами (London Metropolitan University, London Middlesex University, РЭА им. Г.В. Плеханова, РАГС при президенте РФ).

Владимир Пинаев, директор программ профессиональной переподготовки Высшей коммерческой школы

Как показывает практика, каждый, кто принимает решение учиться по программе МВА, выбирает школу бизнеса по своим личным критериям. Причем выбор этот делается, как правило, после посещения и бесед в различных школах бизнеса. Кстати, Европейский совет по бизнес-образованию (EСBE) является независимой некоммерческой международной аккредитующей организацией, которая объединяет представителей учебных заведений 24 государств. Разработанная ими аккредитующая система сформирована таким образом, что исключает любую возможность подтасовки фактов, коррупции и на деле способствует процессу сближения программ различных школ в единое образовательное пространство. Это также помогает решению проблемы ликвидности диплома при трудоустройстве выпускника МВА в другой стране.

Получение сертификата EСBE - уже подтверждение соответствия программы мировым стандартам качества. Получить сегодня такой сертификат удалось всего двум учебным заведениям России - Международному университету и Высшей коммерческой школе.

Справка "НГ"

Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли РФ - тоже "ветеран движения", открыта с 1988 года. С октября 2003 года в школе начнет работать новая программа специализации "МВА - политический менеджмент" для подготовки специалистов, которые работают или планируют работать в законодательных или исполнительных федеральных, региональных и муниципальных органах власти. Помимо государственных отечественных дипломов здесь выдают дипломы Европейского института международного менеджмента (Париж) и Экспортной академии Баден-Вюртемберг (Германия), а также сертификат о владении деловым английским Лондонской торговой палаты.

Проблема сравнения качества программ МВА

Потенциального слушателя МВА-программ вопросы аккредитации, безусловно, волнуют. Но для начала ему хотелось бы получить максимально подробную информацию обо всех школах бизнеса в России. За рубежом данные о респектабельности школ МВА и качестве их образования дают в составляемых ими же рейтингах авторитетные деловые СМИ. Данные эти постоянно обновляются. Доверие к печатным изданиям со стороны тамошних потребителей информации и самих школ МВА достаточно высокое. А вот у нас потребитель нужную информацию собирает по крохам самостоятельно. Впрочем, возможно, после опубликования итогов эксперимента (если до этого дело дойдет) некоторую помощь в выборе окажет государство.

Бизнес-школы, участвующие в эксперименте Минобразования РФ, несколько лет находились под пристальным вниманием компетентных чиновников и ученых.

Однако сравнительных характеристик и рейтингов комиссия не составила и не уверена - нужно ли┘ И действительно, есть ли необходимость в рейтингах? И кто может и должен их проводить? По каким показателям стоит в таком случае сравнивать школы?

Ольга Андреева, декан факультета переподготовки Всероссийской академии внешней торговли

Составление рейтинга, на мой взгляд, процедура важная, потому что образовательную программу МВА в отличие от другого товара не купишь дважды. А отобрать, по каким параметрам возможно сравнение школ, должны сами слушатели. Мы, кстати, своих слушателей после завершения курса обязательно спрашиваем, удовлетворены ли они теми знаниями, которые получили на нашей программе? В какой степени? Какие проблемы не были освещены в полной мере? Просим оценить преподавательский труд. Интересуемся, насколько помогла подобранная нами литература, раздаточный материал.

Кто должен заниматься рейтингами? Я бы предложила этим заняться структурам в Минобразования РФ. В РАБО в основном входят директора бизнес-школ. Значит, субъективизм возможен. Ректоры хорошо знают плюсы, минусы своей программы, но значительно хуже информированы о том, что происходит в других. Полной объективности добиться будет трудно. Но работать в этом направлении и находить такую систему, которая была бы максимально объективной, имеет смысл. Рейтинги публикуются довольно часто в разных журналах и на интернет-сайтах, но у нас существует определенное недоверие к ним со стороны слушателей и самих школ. Рейтинги эти порой несовершенны, не вполне ясные параметры берутся для сравнения. Конкуренция очень сильная, и только рейтинги в конечном итоге могут помочь ориентироваться потенциальному слушателю.

Справка "НГ"

Программа "Мастер делового администрирования" начала работать во Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) с 2000 года. Со дня образования, в 1931 г., академия выпустила более 10 тыс. слушателей, ставших высококлассными специалистами, многие из которых сегодня - руководители крупных государственных структур и частных компаний. Выпускников академии отличает традиционно сильная языковая подготовка.

Эсфирь Танцман, начальник отдела координации и маркетинга Института проблем управления новой экономикой Государственного университета управления

Основная задача рейтинга - помочь выбрать бизнес-школу. Хотя принципиальная позиция Российской ассоциации бизнес-образования состоит в том, чтобы не делать рейтинги, тем не менее существует ряд параметров, которые необходимо учитывать потенциальному слушателю, выбирая программу.

* * *

Как бы там ни было, подготовкой элитных управленцев нужно озаботиться всерьез и как можно скорее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1086
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1033
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
688
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
560

Другие новости