- Алла Георгиевна, каковы особенности вступительной кампании-2003?
- Перед началом вступительной кампании Минобразования РФ обычно проводит инструктивные совещания. В этом году наше внимание обратили на тот факт, что в последние годы значительно увеличилось количество недействительных (поддельных) аттестатов о среднем образовании. Нам даже пришлось прослушать небольшой курс, как надо распознавать подделки. Обращалось внимание на правильность оформления договоров об оказании платных образовательных услуг, на организацию выездных комиссий в отдаленные районы России, не участвующие в эксперименте по Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Четко были обозначены страны, граждане которых имеют право поступать наравне с россиянами, - Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.
- Современная техника приходит на службу абитуриенту. Каково ваше отношение к шпаргалкам?
- Да, действительно современная техника приходит на службу абитуриентам и создает проблемы для приемной комиссии. В этом году на экзамене по математике несколько поступающих пытались использовать мобильные телефоны для решения задач; три девушки элегантно пристроили наушники под свои роскошные волосы. Но особенно нас поразили абитуриенты, вооружившиеся калькулятором с компьютером, в который было заложено решение прошлогодних экзаменационных задач и имелся выход в интернет. В этом случае члены приемной комиссии прерывали сдачу вступительного испытания абитуриентом, удаляли провинившегося из аудитории и составляли протокол, в котором указывалось допущенное им в ходе экзамена нарушение. При таком подходе никаких претензий со стороны абитуриентов не возникает, так как при подаче заявлений и перед началом каждого экзамена во всех аудиториях они предупреждаются о правилах поведения на экзаменах. Кроме того, им объясняется, что выходить из аудитории во время экзамена не разрешается (экзамен длится всего 2,5 часа).
- В обществе существует твердое убеждение, что поступить в вуз только с объемом школьных знаний практически невозможно. Так ли это? Что делать абитуриенту, если вопрос явно не из школьной программы или непонятно для него сформулирован?
- Все вузы проводят вступительные экзамены только в пределах школьной программы. К сожалению, за последнее время в силу известных обстоятельств (крайне низкая зарплата учителей, недофинансирование учебных расходов) школе живется тяжело, и уровень подготовки абитуриентов оставляет желать лучшего. Отсюда и родились разнообразные формы довузовской подготовки. Что же касается момента на экзамене, когда абитуриенту непонятен вопрос, то он, конечно, может и должен прямо попросить у преподавателя пояснения. Ведь нам важно дать возможность абитуриенту наиболее полно показать свои знания.
- Что касается репетиторства, заметно ли председателю приемной комиссии, что преподаватель был в "контакте" с абитуриентом? Что делает обычно в этой ситуации председатель?
- Если обнаруживается, что преподаватель был в "контакте" с абитуриентом, занимался репетиторством и пытается на экзамене ему помочь, то председатель приемной комиссии отстраняет его от экзаменов. Так, в прошлом году я удалила из предметной комиссии одного преподавателя. Хотя при нашей технологии проведения экзаменов, когда проверяется в зашифрованном виде огромный массив (3-4 тысячи) работ, найти по почерку "своего" подопечного очень нелегко, а вот "засветиться" в этом поиске очень просто.
- На каком экзамене традиционно срезается большая часть абитуриентов? И какие ошибки в этом случае самые распространенные?
- Самый большой отсев дают, как это ни печально, два предмета - математика и русский язык. Свыше 30% абитуриентов не справляются с заданиями по математике. Главная причина - отсутствие строгой логики математического мышления и навыков решения практических задач. Часто допускается путаница в тригонометрических формулах, нередки арифметические ошибки. По русскому языку трудности у абитуриентов возникают потому, что в школьной программе на изучение русского языка отводится недостаточно времени, и в частности многие темы по орфографии изучаются не в полном объеме, к тому же все обучение заканчивается в 8-м классе. Временной разрыв между прохождением программы и поступлением в вуз дает отрицательный эффект на экзамене.
- Если поступает сын (дочь) VIP-персоны, становится ли это сразу известно вам?
- Это зависит от того, укажет ли абитуриент в своем заявлении данные о месте работы и должности родителей. Но в экзаменационном листе отмечается лишь фамилия, имя, отчество абитуриента, номер его личного дела и номер группы. Никаких иных сведений давать не разрешается. Однако есть общеизвестные фамилии. Например, пять лет назад к нам поступал сын известного эстрадного певца Олега Газманова - Родион. Он оказался талантливым, скромным юношей, в этом году закончил вуз с отличием. А порой фамилия вводит в заблуждение. Поступала Марина Зюганова - дочь строителей, не имеющих никакого отношения к руководителю КПРФ┘ Что касается председателя приемной комиссии, то для меня все абитуриенты равны.
- Какой процент абитуриентов выигрывает апелляцию?
- Апелляции - крайне редкое явление в нашем вузе. Например, только что прошли экзамены по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому и испанскому). Лишь одна абитуриентка подала заявление в апелляционную комиссию. По математике было 8 заявлений, из которых 2 удовлетворены. За 18 лет моей работы ректором Финансовой академии случаев обращения в вышестоящую инстанцию с жалобами на апелляционную комиссию не было.
- В этом году к вам в вуз поступила 12-летняя девочка. Как часто встречаются такие вундеркинды? Какие итоги они показывают на вступительных экзаменах и во время учебы?
- Пять лет назад в академию поступали две сестренки - Диана и Анжела Князевы в возрасте 10 и 11 лет. Они успешно закончили Финансовую академию по специальности "Мировая экономика", поступили в аспирантуру и в настоящее время по гранту Минобразования РФ проходят стажировку в Стенфордском университете США. В прошлом году поступил Савельев Игорь, которому едва исполнилось 14 лет. Он успешно закончил первый курс. В этом году еще один юноша 14 лет поступает на очень сложную специальность "Математические методы в экономике". Первый экзамен по математике он сдал блестяще. Все его решения компактны и порой оригинальны. Из глубинки, из поселка Буранный Челябинской области, поступает очаровательная и улыбчивая девчурка 12 лет Лепешкина Ксения, окончившая школу с золотой медалью. К сожалению, математику она сдала не на высшую оценку (10 баллов), что освободило бы ее от сдачи остальных экзаменов, а на 8, поэтому ей предстоит сдать еще 3 экзамена. Девочка ничуть не расстроилась и пошла на экзамен по иностранному языку, где показала свободное владение языком и заслужила 10 баллов. Конечно, мы все переживаем за нее и желаем ей удачи.