Школьная, да и вузовская общественность, продолжают обсуждать итоги эксперимента по единому госэкзамену-2003 (ЕГЭ). Все чиновники из Минобразования РФ, да и сам министр Владимир Филиппов обязательно подчеркивают, что задача на этом этапе эксперимента прежняя - отработать методики и технологию проведения ЕГЭ. Сравнивать результаты нынешнего экзамена с прошлыми достижениями по ЕГЭ министр считает не совсем корректным, потому что в эксперимент введены новые участники. Тем не менее на пресс-конференции в Минобразования РФ Владимир Филиппов некоторые данные привел. По сравнению с прошлым годом двоечников по русскому языку стало больше - с 3,8% до 8,3%; отличников же было - 7%, стало 5,5%. Количество выпускников школ, знающих математику на "2", увеличилось с 11,8% до 14,1%, а на "5" - с 8,7% до 11,4%. Напомним, что ЕГЭ по русскому языку и математике - самые массовые, поэтому - самые показательные.
Как и было обещано замминистра образования Виктором Болотовым, полностью все данные будут раскрыты сразу после завершения эксперимента. Напомним, что в свое время чиновники говорили, что с введением ЕГЭ вся страна узнает, в каких школах и как учат. А пока мы со слов министра знаем, что губернатор Сахалинской области теперь в курсе, где, кто и как на острове знает предметы┘ Например, математику лучше освоили выпускники гуманитарной гимназии. И это лишний раз подтверждает - многое зависит от учителя.
А вот прием в вузы уже частично зависит от результата по ЕГЭ. По замыслу Минобразования, в будущем вузы будут публиковать количество бесплатных мест и список абитуриентов, подавших заявления в вуз по результатам ЕГЭ. Над чертой будут стоять фамилии тех, кто проходит по баллам в данный вуз. Под чертой - список абитуриентов, которые не набрали достаточного количества баллов. Присылать документы в вуз можно до 31 июля. До 15 августа абитуриент обязан определиться и отнести свой аттестат в один вуз, если он, разумеется, подал документы в несколько высших школ. И только после 15 августа приемные комиссии смогут подбить окончательные итоги. А значит, тем абитуриентам, фамилии которых стоят под чертой, не стоит отчаиваться заранее, все может измениться для них в лучшую сторону. А приемные комиссии (по образному выражению Владимира Филиппова) во время сдачи экзамена будут отдыхать... "только уже на Соловках, потому что на Канары у них денег не хватит".
Министр не скрывает того факта, что пока 70-90% студентов вузы набирают себе из абитуриентов, прошедших курсы при вузах, школу репетиторства, обучающихся в "подшефных" школах и так далее. Оставшиеся проценты добирают абитуриенты "с улицы". ЕГЭ (как надеются реформаторы) сделает это соотношение обратным. 70-90% абитуриентов будут зачислять по результатам единого экзамена. В оставшийся процент войдут льготники, "свои" и олимпиадники.
Более осторожно теперь говорят о возможности дополнительных испытаний в престижных вузах. "Для всех и на все экзамены это распространяться не будет", - еще раз подчеркнул Владимир Филиппов на пресс-конференции в Минобразования и пояснил, что если дополнительные вузовские испытания потребуются, например, Московскому физико-техническому институту для специальностей, обслуживающих ракетно-космическую область, то такие варианты возможны. А если на факультет менеджмента тому же вузу - достаточно будет и результата по ЕГЭ".
На следующий год министерство не приветствует значительное увеличение школьников - участников эксперимента, а вот, похоже, вузов - участников ЕГЭ только прибавится. "Не буду обсуждать ЕГЭ с теми ректорами, вузы которых не принимали участие в ЕГЭ!" - такова установка министра.
Объявлено и о начале эксперимента в Москве. Спорам, придет или не придет эксперимент по ЕГЭ в Москву, поставлена точка. Это подтвердила и руководитель департамента столичного образования Любовь Кезина. С 2004 года 5 округов Москвы вступают в эксперимент по ЕГЭ. Уже определены 17 вузов и 100 профессий, на которые смогут поступить выпускники с сертификатом ЕГЭ. Среди этих вузов - Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) и Высшая школа экономики (ВШЭ). "Достоинства ЕГЭ - независимая экспертная оценка знаний детей. Кроме того, у детей проявляются равные стартовые возможности для поступления в вузы, - заметила Кезина.
На сегодняшний день Москва предложила свою индивидуальную технологию проведения единого государственного экзамена. Детей не будут перевозить в пункты проведения экзамена (ППЭ) и разбивать на группы по 15 человек, как предполагает инструкция Центра тестирования Министерства образования. В Москве предполагается оставлять выпускников в своих школах, изолируя классы и коридоры от посторонних. Ответственные за проведение ЕГЭ будут собирать экзаменационные работы и отвозить часть их в региональный московский Центр обработки информации (который предполагается создать к 2004 году), а часть - в федеральный Центр тестирования. Министр образования Владимир Филиппов с предложениями Москвы согласился.