Сегодня фактически началась кампания "Абитуриент-2003". С 20 июня (несколько ранее обычного) начинают принимать заявления от абитуриентов некоторые вузы страны. В этом году принимать будут по новым правилам, которые, строго говоря, нельзя назвать "новыми" - они лишь слегка подредактированы. Кардинальные перемены ждут нас еще впереди, когда завершится эксперимент по Единому государственному экзамену. Все изменения последнего времени - в копилку движущегося к своему завершению эксперимента. Например, следуя доминирующей идее опыта, а также в целях успешной реализации принципа социальной справедливости, в новой редакции правил приема в вузы значительно расширен перечень категорий граждан, которым предоставляются различного рода льготы при поступлении в госвузы России. Разумеется, эти льготы коснутся детей из социально незащищенных слоев населения.
С другой стороны, есть стремление министерства как-то "урезонить" вузы, упорядочив приток "олимпиадников". Предполагается, что победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, должны быть приняты без вступительных испытаний. Твердо зафиксировано, что "олимпиадников" вуз может принять не более 10% от общего числа поступающих.
По-прежнему "нет доверия" к медалистам. Только там, где вузовский конкурс небольшой, разрешается ограничиться проведением с отличником собеседования. В новом положении зафиксированы права региона на месте создавать свои экзаменационные комиссии, которые бы имели право проверять знания школьников, претендующих на медаль. Упорядочены отношения и с "привузовскими школами". Совмещенные (итоговые и вступительные) экзамены после обучения в школах "при вузах" отменены.
В связи с расширением эксперимента по введению Единого госэкзамена предполагается установление только письменной формы вступительных испытаний, в том числе с использованием бланкового или компьютерного тестирования, кроме испытаний по специальностям при приеме на подготовку в области культуры, лингвистики. Правда, данное положение будет приказным порядком введено в действие только с 2004 года.
Особое место в правилах приема в вузы занимает раздел, где говорится об апелляции. Возможно присутствие родителей абитуриента во время процедуры апелляции. Предусмотрены "письменные обязательства" поступающих, фиксируемые в приемных документах и заверяемые лично каждым. В них абитуриент должен подтвердить факт получения им высшего образования впервые. Второе высшее образование в соответствии с законом может быть получено только на платной основе.
По прогнозам экспертов, нынешняя абитуриентская кампания зафиксирует прирост выпускников, поступающих в вузы. Высоким будет конкурс на бюджетные места, так как достаточно большое число сдавших ЕГЭ и льготников будут претендовать на бесплатное обучение в вузе. Самыми "конкурсными" специальностями в прошлом году были экономика, право, программирование, менеджмент и другие. В этом году ситуация едва ли изменится кардинально. По данным фонда "Общественное мнение" (ФОМ), подавляющее число россиян (81%) считают обладание высшим образованием важным для человека. Ценность его в том, что человек, который получил высшее образование, уже "обучаемый". Он способен совершенствоваться, восприимчив ко всему новому. А еще высшее образование компенсируется некоторыми статусными вещами.
Подавляющая часть населения страны считает, что поступить в вуз без значительных денежных затрат сегодня нельзя. Школьные знания нуждаются в "оформлении", которое будущий студент может приобрести либо на платных подготовительных курсах, либо на занятиях с репетитором. По данным опроса ФОМа, примерно 55% городского населения (около 36% сельского) тратят деньги на подготовку ребенка к поступлению в вуз. Но более 30% надеются обойтись взяткой. В основном взятку дают за то, чтобы "не завалили на экзаменах" и "чтобы пройти по конкурсу". От взяткодательства всячески пытается отмежеваться ректорский корпус, поэтому во многих вузах большая часть экзаменов в этом году будет проходить в письменной форме (там, где это возможно), дабы избежать личного контакта абитуриента и преподавателя. Особый вид взятки, практикуемый в провинции, - "благотворительный взнос" институту. По данным ФОМа, опросившего "взяткодателей", мзда идет за бюджетное место. Таким образом, "целевой" оплатой в карман конкретным преподавателям проплачивается бюджетное место сразу на весь срок обучения.