- Сегодня в нашей речи все чаще звучат слова "тест" и "тестирование". Когда в истории впервые появились эти понятия?
- У истоков современного тестирования стоят очень древние явления и традиции. Например, в средневековом Китае чиновник, прежде чем поступить на службу, должен был пройти тестирование. Нужно было узнать, что умеет делать этот человек, какими навыками владеет. Это были прообразы современных "тестов достижений". Сегодня различаются два направления тестирования - психологическое и образовательное. Но у истоков образовательного тестирования тоже стояли психологи. Имена отцов-основателей тестологии для образованного человека на Западе так же известны и значимы, как имя Зигмунда Фрейда. Это - представители американской и европейской школ психологии, работавшие на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, - Бине, Векслер, Гилфорд.
- Новая отрасль психологической науки сразу стала называться тестологией?
- Слово "тест" существовало в языке еще задолго до появления науки психологии и уж тем более - тестологии. "Тест" в переводе с английского значит "испытание". То, что сейчас превратилось в образовательное тестирование, начиналось с так называемых тестов достижений - измерения некоторых интеллектуальных и физиологических показателей. Тогда тестология была похожа на науку об экспериментах и испытаниях. Первые тесты были психофизические: они измеряли, например, скорость реакции в определенных условиях. Человеку давалось задание: услышите сигнал - нажмите на кнопку. Измерялось, сколько секунд уходит у испытуемого на исполнение команды. Лишь после 1905 года, когда во Франции появилась так называемая "шкала Бине-Симона" (названная по именам создавших ее психологов), тесты стали приобретать более привычный для нас вид: на бланках напечатаны несколько заданий, расположенных в порядке возрастания трудности, напечатаны варианты ответов на задания, нужно найти нужный и поставить крестик. В ХХ веке одной из важных областей применения тестирования на Западе стала диагностика уровня развития и интеллекта человека. Результаты таких тестов (они использовались вместе с данными, полученными другими методами) служили основанием для приема на работу или в учебное заведение. "Тестологический бум" 20-х годов затронул и Советскую Россию. Но вскоре Постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" тестирование в нашей стране было запрещено. Тестологические методы бросали вызов коммунистической парадигме. Они доказывали, что в советском обществе отнюдь не все равны. В конце концов после перестройки тестология в СССР была реабилитирована. Но ее специфика по сравнению с западной оказалась измененной. В российской педагогике стало лидировать предметное тестирование.
- Но ведь в других странах, например в Великобритании, школьников для поступления в вуз тоже тестируют по разным предметам. Каждый ученик английской школы должен выбрать не меньше трех предметов, по которым будет сдавать экзамен в тестовой форме. Разве это нельзя назвать предметным тестированием?
- Не совсем. Для поступления в высшие учебные заведения в США и европейских странах используются универсальные тестовые материалы. Там для поступления в вузы тестируют по общеинтеллектуальным модулям (вербальным, техническим, математическим и т. п.). Тестологов интересует проверка обобщенных умений - компетенций. Компетенция - это целый комплекс умений и навыков. В США широко применяется "Джмат" - тест на общие математические и естественно-научные способности. В него входят задания на проверку абстрактного мышления, на наглядно-образную логику, на умение решать различные задачи и так далее. Наверняка в колледжах и университетах существуют промежуточные тесты на знание какого-то конкретного предмета - например, тригонометрии. Но для поступления в вузы на Западе используют диагностику более общих факторов, чем просто знание предмета. Абитуриент должен продемонстрировать с помощью теста свои интеллектуальные достижения и потенциал. А предмету - той же физике - его учат позже, когда он станет студентом. В России все наоборот: у нас тестируется уровень знания одного предмета. Если ты хочешь изучать в вузе физику - углубленно учи этот предмет в школе, потом сдавай по физике выпускной и вступительный экзамены, потом, став студентом, снова учи физику┘
- Руководители Министерства образования РФ говорят, что тесты Единого государственного экзамена самобытны и тоже позволяют абитуриенту продемонстрировать, на что он способен┘
- Научный руководитель "Гуманитарных технологий" Александр Георгиевич Шмелев, член Координационного совета по тестированию Минобразования, проходил стажировку в Англии, в Кембриджском синдикате, проводящем в Великобритании централизованное тестирование. Тем не менее наша система ЕГЭ не является калькой с британского или американского опыта. Она во многом самобытна, хотя мы опираемся на те же основы метрики и статистики, которые используются во всем мире. Тесты ЕГЭ предлагают измерять, главным образом, знание конкретного предмета. Это - российская традиция. Когда мы предложили Министерству образования включать в тесты разработанный нами блок заданий для оценки интеллектуального потенциала абитуриента, министерство не было к этому готово. Все-таки в России уже привыкли измерять не интеллектуальный потенциал абитуриента, а то, как он знает предмет. Об этой традиции много спорят. Но надо ли ее ломать?
- Разве мы опять не идем впереди планеты всей?
- Я бы сказал: параллельно планете всей. Сейчас во всем мире активно развиваются различные системы тестирования. У британцев - своя, у американцев - своя. Интересны самые разные подходы. Поэтому наших зарубежных коллег привлекает российская система образовательного тестирования по предметам. Во всяком случае, англичанам, которые только готовятся широко применить компьютерные технологии в национальном тестировании, очень интересен российский опыт в этой области. Ведь "Гуманитарные технологии" в проекте "Олимпиада "Телетестинг" начали проводить компьютерное тестирование школьников даже раньше европейцев┘