Накануне Дня пионерии, 19 мая, ВЦИОМ опубликовал новые данные об отношении общества к детской организации.
Подавляющее большинство россиян (86%) убеждено в необходимости создания в стране детской организации наподобие пионерской. Лишь 9% респондентов не видят такой необходимости, а 5% затруднились высказать свое мнение по этому вопросу. Согласно результатам анкетирования, за создание детской организации выступают в основном женщины и лица старше 40 (особенно 55 лет) с образованием ниже среднего. Против - мужчины и люди моложе 25 лет со средним образованием.
Настроения большей части общества совпадают с деятельностью Минобразования в этом направлении. Министерство поддерживает инициативу создания ассоциации детских организаций, учитывая, что в современных условиях альтернативы им фактически нет. При этом Минобразования считает, что в условиях демократии и многопартийности такое объединение детских школьных организаций не может быть ни "государственным", ни "партийным".
"Потешные", скауты, разведчики
Начало двадцатого века в России ознаменовалось активностью детских организаций и движений. Подростки на заре пионерского движения организовывались в отряды "потешных". В этих отрядах чаще занимались физической подготовкой, а по структуре они отдаленно напоминали заграничные скаутские организации. Первые скаутские патрули появились в городах России в 1908 году.
Что касается столицы, то прообразом первой самоорганизующейся детской организации в Москве можно считать детское общество "Сетлмент" (1906 год), созданное и поддерживаемое энтузиастами-педагогами. Годом позднее при Московском университете был создан "Кружок совместного воспитания и образования". Далее уже как грибы выросли детские клубы и площадки, национальные детские организации. Офицер и преподаватель Александровского юнкерского училища Григорий Захарченко в 1910 году в Западной Европе познакомился с Баден-Пауэллом и его системой воспитания "скаутинг". Возвратившись в Москву, Захарченко не преминул повторить зарубежный опыт и создал организацию юных разведчиков.
Новый подъем движение юных разведчиков пережило в начале Первой мировой войны. Юных разведчиков (или скаутов) взяла под покровительство великая княгиня Елизавета Федоровна.
В 1918 году Москва стала столицей, а вместе со скаутами, ряды которых пополнялись преимущественно за счет гимназистов, теперь сосуществовали юные коммунисты (дети рабочих). Но такая мирная ситуация продолжалась менее года. Вскоре среди скаутов появились "правые" и "левые". Миру пришел конец, и в 1919 году Второй съезд комсомола принял решение о роспуске скаутских организаций России. Далее начинается история пионерского движения в России, о котором сегодня молодые и юные знают ничуть не больше, чем взрослые о первых российских скаутах.
Рождение пионерии
Официально днем рождения пионерии считают 19 мая 1922 года. В целях пропаганды пионерского движения на территории 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (ныне ЦПКиО) в 1923 году при павильоне Детской комиссии ВЦИК был создан палаточный пионерский лагерь. В нем жили более месяца два звена пионеров. Вот такая живая реклама.
Если взглянуть на летопись пионерской организации Москвы, то обнаруживаем, что в 1937 году пионеры участвовали в строительстве новых школ. В 1941 году лозунг пионерии - "Заменить взрослых, ушедших на фронт!". В этом же году открыты первые детские мастерские, в основном вязальные, швейные, сапожные, столярные┘
А в 1954-м крепнет интернациональная дружба, школьники столицы чтят память Даниэля Фери и Фадыла Джамаля, 8 февраля назван Днем юного героя-антифашиста. К 30-летию Победы (в 1975 году) в Фонд мира передано 10 тысяч заработанных пионерских рублей. А в разные страны мира отправлены сотни букетов цветов. В 1982 году в летопись пионерии включен "Поход бережливых", борьба за экономию электроэнергии, воды, бумаги, учебников, за бережное отношение к школьному имуществу┘
С развалом СССР единая детская организация прекратила существование. Это не означает, что все детские организации в мгновение ока перестали существовать. Единичные - живут и по сей день. В июле прошлого года принят документ московского правительства "О государственной поддержке детского движения Москвы". Мэр Москвы Юрий Лужков в то время говорил, что детскую организацию нельзя создать по команде, нужны время, кадры и соответствующие обстоятельства┘ А в этом году свое отношение к детской организации высказала и федеральная власть.
Право создать организацию (по документам) имеют сами дети. Но история не знает пока таких примеров, когда бы детское движение задумали и организовали сами подростки. Военный съездил в Европу и потом организовал в России скаутское движение. Целая партия задумалась о подрастающей смене - создала пионерскую организацию. Писатель придумал мальчишек, которые помогают старикам и семьям погибших, - родилось тимуровское движение. Ученый решил перевоспитать запущенных в педагогическом плане подростков - появились коммуны. И таких примеров множество. Поэтому цель создания организации будет достигнута тогда, когда в этом будут очень заинтересованы взрослые. Если такой заинтересованности нет, власти надо задуматься, как ее вызвать.
Политики из школы # 1306
Как живут детские организации сегодня? Во-первых, они очень разные. Мы уже рассказывали об уникальном опыте московской школы # 1306, где два года назад создали клуб юных политиков. Недавно юные политики на очередном заседании клуба заключили договор о сотрудничестве с Линнамяэским русским лицеем Республики Эстония. Дружественные визиты эстонских подростков в Россию и наших школьников в Эстонию, - по сути, пример настоящей народной дипломатии. Эстонский директор Сергей Гаранжа в беседе с нашим корреспондентом заметил, что сегодня прибалтийские предприниматели начинают понимать, что терять российский рынок - невосполнимая потеря для их бизнеса. Они всячески поощряют изучение детьми русского языка и русско-эстонские контакты на уровне школ. Школьная дружба - это особый, уникальный вид человеческих отношений. Школьная дружба сближает надолго. А директор школы # 1306 Елена Спорышева заметила, что значение этого опыта народной дипломатии трудно переоценить. Пройдет несколько десятков лет, и в политику и в управленческие структуры придет новая генерация высококвалифицированных профессионалов. На это работают сегодня и школа # 1306, и подобные ей учебные заведения, на эту идею работает и серьезная детская игра, придуманная кандидатом филологических наук Еленой Спорышевой, - клуб юных политиков.
В майские праздники москвичи могли наблюдать, как по набережной реки Москвы совершали забег представители английского посольства. Забег был необычным - в защиту амурских тигров. У англичан работает целая программа по спасению вымирающего вида тигров, и поэтому обратить внимание россиян на проблему пытаются разными, пусть даже столь экзотическими способами. В нескольких метрах от финиша за своей вожатой, которая бежала в едином строю с послом, наблюдали школьники из московской школы. Наблюдали, а потом решили, что в следующий раз тоже побегут. Порой вот так, личным примером, воспитывает школьников вожатая школы # 1694, учительница географии Вера Симонова. Два года назад учителя этой школы, решив, что с детской несобранностью и бездельем, а также с бесполезными разовыми воспитательными мероприятиями надо кончать, создали свою детскую организацию. По структуре она напоминает пионерскую: те же командиры отрядов, линейки, походы, соревнования, а вот от коммунистической идеологии отошли. Большой популярностью пользуется в школе система отрядных вожатых, их здесь называют помощниками классных руководителей. Там, где в школах нет детских организаций, Вера Симонова предлагает учителям детей организовать "насильно", для начала нужно хотя бы дать детям попробовать, что это такое.
Уже на двух этих примерах можно понять, что объединить столь разные по целям детские организации достаточно сложно. Но, очевидно, какой-то Центр, который бы поощрял и пропагандировал, обобщал и информировал, - нужен. Кстати, мы не призываем, чтобы кругом плодились клубы, школы и организации юных политиков. Опыт Спорышевой не так-то просто повторить. Согласитесь, не в каждую школу поедет со своими лекциями из Сорбонны Никита Струве. Но вот пример того, как много может сделать директор школы, - вполне достойный подражания.