- Александр Константинович, с вашим приходом факультет, должно быть, ждут некоторые изменения?
- Прежде всего хотелось бы сохранить те достижения, которые мы не потеряли за перестроечные годы, например, наш кадровый потенциал. Как в футболе и балете есть свои звезды, так и среди профессорско-преподавательского состава есть звезды первой величины. Их не так много, но многие из них - у нас┘ А вот изменить кое-что действительно хотелось бы. И прежде всего материально-техническую базу факультета, а то порой перед коллегами стыдно. Это не следует трактовать как недоделки моих предшественников. Все, что можно было сделать, делалось ими. Просто есть определенные трудности. Для ремонта своими собственными средствами не обойтись, нужны спонсоры.
- Желающих помочь, очевидно, немало?
- Как вы понимаете, не у всех можно брать┘ Прорабатываем возможности строительства нового здания. Надеемся, что нас поддержат на федеральном уровне. Решение и этих и других задач связано с тем, что мы больше не можем рассчитывать только на государство. Возможности бюджета небезграничны. В наших планах - открытие платного дневного отделения.
- Вы сократите бюджетные места?
- В этом случае у нас урежут количество штатных преподавателей и сократят средства из бюджета. Будем считать и думать, что нам выгодней. Кстати, вы знаете, сколько получает наш преподаватель? В среднем - около 15 тысяч рублей.
- Преподаватель может заработать на ваших же подговительных курсах и на репетиторстве?
- Идет какое-то явное шельмование. Наш факультет не имеет подготовительных курсов, не готовит абитуриентов в школах при юрфаке, у нас нет никаких договоров со школами Москвы. Наши преподаватели зарабатывают, сочетая научную деятельность с работой в самых известных фирмах и организациях. В этом есть свои плюсы и минусы. Дело в том, что сегодня преподавать юридическую науку без опоры на практический опыт сложно. В итоге получается - люди работают на износ.
- Известны ли вам случаи, когда ваши преподаватели занимались репетиторством с "гарантией"?
- Нет. И если мы вдруг узнаем, что наш преподаватель занимается репетиторством, то просто не допустим его к работе в приемной комиссии. Факультет небольшой, каждый преподаватель на виду, ничего нельзя скрыть. Кроме того, у нас существует практика, когда в приемной комиссии работают преподаватели с других факультетов и даже из других вузов. Что касается слухов о взятках, как я полагаю, кто-то, имеющий аналитические способности и криминальный талант, может просто зарабатывать на доверии родителей. Берет деньги, а потом ждет, что получится. Как показывает практика работы приемной комиссии, не следует сразу забирать заявление тем, кто получил на первом экзамене тройку.
- И это при том, что у вас существует 10-балльная система оценки и "проходящим" считается ответ в 7-10 баллов?
- Не буду раскрывать все секреты, чтобы не помочь сработать людям, нечистым на руку┘ В любом случае абитуриентам не стоит сдаваться сразу, "без боя".
- У вас нет подготовительных курсов, как же поступающему узнать уровень ваших требований?
- Мы выпускаем в помощь абитуриентам специальные учебные пособия. Надо только обратить внимание на наш специальный знак на титульном листе, обозначающий, что перед вами - не подделка. В будущем, вероятно, подготовительные курсы у нас будут открыты. Сразу хочу заметить, знания наизусть статей кодексов мы от абитуриентов на вступительном экзамене вовсе не требуем.
* * *
Сегодня в стране - 314 государственных и 417 негосударственных юридических вузов (система Минобразования), из них - 311 университетов (64 - классических) и 193 академии. И это несколько настораживает экспертов. Преподавателей высокого уровня для такого количества юридических вузов в России явно недостаточно. Есть вузы, вообще не имеющие штатных преподавателей. Нужны процедуры, которые бы позволяли противостоять откровенной "халтуре". За рубежом аттестацию специалистов проводят профессиональные ассоциации. У нас тоже такая есть - это учебно-методический совет по юридическому образованию. Тем не менее, по данным МГУ, из 417 негосударственных вузов - 275 вузов не имеют экспертного заключения этого совета.
Тройка лидеров юридического образования: Московский госуниверситет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский госуниверситет и Московская юридическая академия.
В последнее время часто говорят, что у нас выпускают слишком много юристов, но мало хороших специалистов. Так ли это? Что скажут наши известные адвокаты?
Анатолий Кучерена, адвокат, директор адвокатского агентства
Я не совсем согласен с тем утверждением, что сегодня выпускают много юристов. И не могу однозначно утверждать, что в плохом качестве подготовки выпускников виноваты исключительно коммерческие вузы. Мне трудно судить, потому что я не знаю, какой там уровень преподавания. Но все-таки считаю, что государственные институты более ответственно к этому подходят. Выигрывает то высшее юридическое заведение, где ректор привлекает к преподаванию именно практиков-юристов. Они могут дать студентам азы, необходимые в работе.
Александр Мартинкус, профессор Международного университета в Москве, адвокат Адвокатской палаты города Москвы
Сегодня в Москве насчитывается более 90 юридических факультетов в коммерческих и некоммерческих учебных заведениях. Специалистов-юристов готовят не только в "традиционных" учебных заведениях, но и - в строительных, медицинских и других. Обучение юриста в коммерческом высшем учебном заведении обходится в 500-4000 долларов в год и более. Но уровень образования и преподавания там разный. Сегодня говорить о кризисе или перепроизводстве юристов, на мой взгляд, было бы неверно. Во все времена хороших специалистов в этой области не хватало. Много или мало, например, в Москве адвокатов? Это вопрос спорный. После того как произошла перерегистрация всех ныне действующих адвокатов в соответствии с новым Законом об адвокатуре, сегодня в Москве официально насчитывается всего 6626 адвокатов.
Генри Резник, адвокат, председатель президиума Московской городской академии адвокатов
Сегодня бум юридической профессии. Юристов готовят чуть ли не курсы "кройки и шитья"... Анализ ситуации позволяет говорить о перепроизводстве юристов... Насколько я знаю, и в правоохранительных органах уже начинает удовлетворяться потребность в юристах. К ним все больше желающих пойти работать. Почему? 5-6 лет тому назад все юристы были ориентированы на адвокатуру и частные фирмы, но там достаточно жесткий конкурс..."