В марте-апреле вузы России обычно проводят дни открытых дверей. Пришедшие на такие встречи абитуриенты и их родители порой с удивлением реагируют на то, что получить высшее образование в России в государственном (и даже престижном) вузе можно за 3-4 года. Все привыкли считать, что бакалавриат в основном практикуют негосударственные вузы, ориентированные на "модные западные веяния" и заинтересованные готовить "скороспелых" юристов, экономистов и представителей других престижных специальностей, потому что время для таких вузов - большие деньги. Но бакалавры в престижном вузе?
Двухступенчатая система получения высшего образования (бакалавриат-магистратура) существует в России с начала 90-х годов. До последнего времени она вполне мирно уживалась с пустившим корни в России "специалитетом" (специалист - 5 лет). Как рассказывают ректоры негосударственных высших школ, введение в их вузах двухступенчатой системы высшего образования больших результатов не принесло. Абитуриенты приняли нововведение настороженно и ряды бакалавров пополнять не спешили - срабатывали прежние стереотипы... Другое дело сегодня, когда в обществе идет серьезное обсуждение - вступать нам в Болонский процесс или нет. В Болонской декларации, подписанной 19 июня 1999 года, предложен вариант организации высшего образования, обязательной для всех, - "бакалавриат и магистратура". Первая ступень со сроком обучения "не менее трех лет" "должна быть востребованной на европейском рынке труда, как квалификация соответствующего уровня", вторая (1-2 года) предполагает магистратуру, а потом защиту степени доктора философии. Так что после решения о вступлении в Болонский процесс бакалавриат и магистратура могут быть навязаны любому вузу "сверху". Хорошо это или не очень, опасно для нашего образования или вовсе нет - вопрос деликатный и до сих пор нерешенный. Останется ли эта система единственной в России или нет - не знает никто...
Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий считает так: "Противников интеграции системы образования России в международное образовательное пространство нет. Но есть разница в подходах к ее осуществлению. Это процесс двусторонний. Мы можем не менее настойчиво предлагать партнерам брать на вооружение наш опыт. Мы должны защищать интересы образования России".
Почему Садовничий говорит именно так? Фундаментальность - одна из важнейших традиций нашего образования, а за 3-4 года бакалавриата науку не осилишь. Как свидетельствует зарубежный опыт, большинство западных студентов на бакалавриате завершают свое обучение. Зачем учиться дальше, когда уже можно жить в достатке. В магистратуру в западных странах идет намного меньший процент вчерашних студентов. Может, для Запада - это и не проблема. В конце концов - "мало своих мозгов, всегда можно купить чужие". Сегодня в науке и высоких технологиях произошли глубокие прорывы, осилить их могут лишь высокообразованные люди. Высокоразвитые страны могут привлечь интеллектуальную элиту из любой другой страны за счет достойной оплаты ее труда. А мы? Очевидно, что с введением "повального" бакалавриата сократятся вузовские исследования, а те, что останутся, будут ориентированы на "более глубокое" сотрудничество с фирмами. На первый взгляд это замечательно, но┘ Садовничий приводит по этому поводу такой пример. Современникам Майкла Фарадея его опыты с магнетизмом казались детской забавой. Один государственный деятель даже спрашивал Майкла, зачем он тратит себя по пустякам. На что Фарадей отвечал: "Может быть, вы будете получать с этого налоги"... Налоговая база любого государства держится сегодня на электромоторе, изобретенном Майклом Фарадеем.
Ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая, "успокаивая общественность", часто объясняет, что бакалавриат - это необязательно всего лишь три года, "если быть более точным, это не менее трех лет"┘ Ректор Финансовой академии при правительстве РФ Алла Грязнова высказывается следующим образом: "Надо учитывать два момента. Во-первых, "специалитет" в России появился при социализме и был вполне оправдан. Вузы объявляли набор на специальности, "заказанные" государством. После окончания учебы страна получала вполне готового к работе специалиста. В капиталистическом обществе молодой человек сначала определяет для себя область, в которой он хотел бы приложить свои усилия. По завершении бакалавриата вчерашний студент идет работать. А уже после того, как он присмотрелся к новой работе, он решает, продолжить ли ему дальнейшее обучение в магистратуре или нет. Сегодня, в рыночных условиях, возможно, прежние формы обучения устарели... Второй момент заключается в том, что разговоры о нашей "одноуровневой" системе неверны. Не стоит забывать, что у нас существует начальное, среднее специальное и высшее профессиональное образование. Стоит присмотреться, как здесь соотнести бакалавриат и магистратуру. И надо бы обратить внимание на профильную школу. Это направление перспективное и важное. В общем, во всем нужен комплексный подход и чувство меры..."