- Татьяна Всеволодовна, общеизвестно, что 69% школ России - сельские. В них учатся 30% российских детей, преподают 40% учителей. Цель реструктуризации - это сократить расходы на обучение детей в сельских школах?
- Дороговизна сельских школ способна вызвать удивление и даже обиду. Действительно, почему мы даем эти деньги не самым умным и одаренным детям, а тратим их на поддержание шатающегося школьного здания в какой-нибудь глуши? Идея реструктуризации заключается в том, что мы ищем новые формы управления сельскими учебными заведениями, новые формы их сотрудничества с общественностью, новые формы обслуживания сельских школ - например, в форме передвижных лабораторий. Тем самым повышается эффективность расходования бюджетных средств.
- Многие эксперты считают, что вдали от больших городов пропадает потенциал нации. Во время ЕГЭ 2002 года по 100 баллов заработали старшеклассники из самых глухих деревень. Вы сталкивались с этим?
- Когда летом мы были в Псковской области, нас тоже поразил результат: сельские школьники на Псковщине сдали ЕГЭ не хуже, чем городские, а в некоторых случаях - даже лучше┘ Наши коллеги в Новосибирске, например, специально открыли для одаренных сельских школьников особый лицей в Чулыме. В нем преподают профессора из Новосибирска, а способных школьников в лицей отбирают из разных сельских школ┘
- Давайте посмотрим с точки зрения чиновника: может быть, интернет, дистанционное обучение, передвижные школьные лаборатории вовсе и не нужны на селе? Кто из подростков способен - все равно пробьется, а кто не способен - что ему делать среди соблазнов большого города?
- Нет, мы не имеем права принять точку зрения такого чиновника. Надо помочь сельским детям в получении образования. Тем более что они так хотят этого. Думаю, разгадка их академических успехов проста. Образование сегодня - едва ли не единственный ключевой фактор преуспевания. Поэтому более 60% сельских родителей, по статистике ВЦИОМ, желали бы для своих детей высшего образования. Сравните - лишь 50% жителей крупных городов хотели бы, чтобы их дети стали студентами! Для сельских школьников хорошо учиться в школе и поступить в вуз или техникум - это едва ли не основная возможность устроить свою жизнь┘
- Повышая уровень сельского образования, мы провоцируем отток лучших умов из села. Не потому ли этому противятся некоторые муниципальные чиновники?
- Многие задачи и приоритеты реструктуризации сельской школы выходят за рамки собственно образовательной политики. Несет ли система образования ответственность за сельский социум? Если мы считаем, что сельская школа должна прежде всего работать на развитие и сохранение сельского социума, значит, надо стягивать в село ресурсы. Надо, чтобы там открывались профтехучилища, чтобы туда приезжали педагоги высшей школы. Это - одно решение. Если мы беспокоимся только о сельских школьниках - то решение будет другим. Школьников надо просто вывозить из села. Надо давать им льготы для поступления в вузы, как это было раньше.
- Значит, единого решения не будет?
- Нет. Пока мы предложили отработать в экспериментальных регионах несколько путей решения этой сложной проблемы. Первая модель: школа начинает последовательно работать на сельский социум - прежде всего на потребности рынков труда, уже сложившиеся в районе. Как это выглядит? Школа объединяется с учреждениями начального профессионального образования - например, с ПТУ механизаторов или с сельским лицеем. Они начинают вместе готовить ребят по специальностям, востребованным в конкретном селе и конкретном районе. Такой эксперимент проходит сейчас в нескольких школах Краснодарского края. Еще одна модель, более редкая: это так называемые инновационные сельские центры, когда школа начинает работать на перспективные рынки труда, то есть на то, что пока имеет потенциальный спрос, но будет востребовано в будущем. Такую модель реструктуризации отрабатывают в Изборской средней школе Печорского района Псковской области. Сейчас - с экономической точки зрения - это дотационная область. Молодым там трудно поступить на работу. Но в Печорском районе намечены перспективы, связанные в первую очередь с развитием туризма. Древний Изборск - известный музей-заповедник, неподалеку в Печорах расположена Псково-Печорская лавра. Сегодня из-за отсутствия инфраструктуры туризм в Печорском районе - транзитный. Туристов привозят и увозят на автобусах. Школа в Изборске начинает готовить ребят к тому, чтобы они смогли работать по обслуживанию и приему туристов. Как раз на Севере эффективен не гостиничный, а так называемый приватный туризм, когда местные жители принимают туристов у себя дома.
- Может ли случиться так, что детей будут насильно забирать у родителей и селить в интернатах при школах?
- Ни одна сельская школа не будет насильно закрыта. Школы в сельской местности закрываются в связи со сложной демографической ситуацией. Мы знаем: как только ребенка забирают из сельского социума, он начинает деградировать. Мы постараемся избежать интернатов там, где это будет возможно. Начальная школа, если в селе есть дети, сохранится в каждом населенном пункте. А вот средняя школа начиная с пятого класса сможет выбрать несколько путей реструктуризации. Детей будут возить на автобусе в базовую школу. Либо школа станет филиалом крупной базовой школы - и тогда учителя разных предметов будут ездить в филиал, чтобы проводить уроки. Для центральной России апробируется модель сельской школы с круглосуточным пребыванием детей.
- А во сколько обойдется налогоплательщикам реструктуризация сельской школы?
- Этого мы пока не знаем. Сегодня в сельских школах нелегко вести экономический анализ, потому что нет пообъектной финансовой отчетности. Так что подождем новых результатов эксперимента.