Доклад Всемирного банка "Формирование общества, основанного на знаниях: Новые задачи высшей школы" был представлен недавно в Государственном университете - Высшей школе экономики. В российском педагогическом сообществе бытует мнение, что модернизация нашей системы образования проводится на "деньги Всемирного банка", а значит, и многие "чуждые нашему образованию нововведения" обязаны своим происхождением ему же. В связи с этим весьма любопытно взглянуть, какие задачи ставит перед собой Всемирный банк, какие страны и каким образом поддерживает, как оценивает происходящие процессы внутри образовательных систем стран с отсталой или "переходной экономикой", к перечню которых принадлежим и мы.
По мнению авторов доклада, в новой глобальной экономике (основанной на знаниях) большинство развивающихся стран и стран с переходной экономикой продолжают сталкиваться с "отсутствием адекватных решений застаревших проблем в области высшего образования". По-прежнему остается неравенство в доступе к образованию, все так же остры проблемы качества и соответствия образования современным потребностям. Но гораздо более страдает в таких странах - отсутствие гибкости в структурах и методах управления.
Особое внимание Всемирный банк уделяет и будет уделять новым тенденциям, а именно: новой роли знаний как одного из основных двигателей экономического развития, "образованию без границ" и появлению новых поставщиков высшего образования, новым методам предоставления услуг и схем организации обучения в результате революции в области информации и связи, возросшей роли рыночных механизмов в высшем образовании и глобальному рынку "продвинутого" человеческого капитала.
Основные выводы доклада заключаются в следующем. Развитие и применение знаний стало в современном мире главным фактором социально-экономического прогресса. В условиях острой конкуренции в мировой экономике развивающимся странам и странам с переходной экономикой "грозит опасность дальнейшей маргинализации, поскольку системы высшего образования этих стран не готовы к использованию выгод, которые дают формирование и применение знаний. Государство отвечает за создание стимулирующей среды, подталкивающей высшие учебные заведения к более широкому применению инноваций и более чуткой реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях, и на изменения требований рынков труда, которым необходим "продвинутый" человеческий капитал".
Несовершенство рынков капитала, по мнению докладчиков, ограничивает возможности населения в получении займов для покрытия стоимости учебы в вузах. Это мешает поступлению в вузы достойных, но малообеспеченных студентов. "Хотя программы кредитования студентов существуют более чем в 60 странах, немногие студенты получают недорогие образовательные займы, часто такие займы выдаются вовсе и не тем студентам, которые ограничены в средствах и больше других нуждаются в финансовой поддержке. Лишь немногие богатые страны (Австралия, Канада, Швеция, Великобритания и США) имеют национальные программы образовательных займов, которые охватывали бы более 10 процентов всех студентов. Между тем потери от недостаточного вложения страной средств в свое высшее образование могут быть значительными". К числу таких потерь Всемирный банк относит снижение реальной конкурентоспособности страны, увеличение экономических и социальных диспропорций, ухудшение качества жизни и здоровья населения, последующее увеличение неизбежных бюджетных расходов на программы социального обеспечения и ослабление социального единства общества.
"Как свидетельствует опыт индустриальных стран, - говорится в докладе, - общий уровень инвестиций в образование должен составлять от 4 до 6 процентов валового внутреннего продукта (ВВП). При этом расходы на высшую школу, как правило, составляют от 15 до 20 процентов всех расходов на государственное образование. Развивающиеся страны, которые выделяют более 20 процентов своего образовательного бюджета на нужды высшей школы (особенно те, где нет всеобщего охвата населения начальным образованием), скорее всего непропорционально распределяют ресурсы в пользу элитарной системы университетов и не оказывают необходимой поддержки базовому и среднему образованию. Аналогично страны, которые используют более 20 процентов всех ассигнований на нужды высшей школы для финансирования расходов, не связанных с обучением (например, субсидий студентам), скорее всего недостаточно вкладывают в оборудование, библиотеки и другие материально-технические ресурсы, имеющие решающее значение для качества образования".
По мере сокращения прямого участия государства в предоставлении услуг высшего образования, считает банк, правительства развитых стран должны все реже использовать традиционную модель государственного контроля для реализации реформ. Вместо этого они могут оказывать содействие в осуществлении преобразований, направляя и стимулируя вузы в финансовом отношении. Правила учреждения новых вузов, включая частные и виртуальные, должны в связи с этим ограничиваться только перечнем минимальных требований к качеству и не препятствовать появлению новых учебных заведений. Предметом регулирования могут быть механизмы обеспечения качества обучения (аккредитация, национальные экзамены), финансовый контроль и права интеллектуальной собственности.
Хотя в большинстве стран главным источником поддержки высшей школы по-прежнему является государственное финансирование, средства теперь часто поступают и по другим каналам. Эти изменения обусловливают важную роль рыночных механизмов, в том числе и в государственном секторе высшего образования. В государственном секторе применяется новая стратегия финансирования, предусматривающая получение доходов от использования активов государственных вузов, а также дополнительное привлечение средств студентов и родителей и пожертвований третьих лиц. Кроме того, многие государства поощряют создание частных вузов в качестве эффективного средства снижения нагрузки на государственную казну и удовлетворения растущего спроса.
Предполагаемые реформы, меняющие устоявшуюся практику и затрагивающие групповые интересы, всегда встречают активное противодействие со стороны тех, чьи интересы ущемляются. При определенных условиях, считают докладчики, Всемирный банк может быть катализатором стратегического диалога по вопросам реформы высшего образования, содействуя его проведению. Свои (относительные) преимущества перед другими донорскими организациями Банк видит в том, что у него есть доступ к информации о мировом опыте и он может увязать реформу высшей школы с общим преобразованием экономики. Определяя конкретные приоритеты в конкретной стране, Банк руководствуется следующими критериями: необходимость преобразований, готовность к проведению реформ (о чем свидетельствуют твердое намерение правительства осуществлять важные преобразования) и способность правительства страны получить поддержку основных заинтересованных сторон и групп интересов в отношении программы реформ. Бюджетозамещающие займы возможны при осуществлении программ реформирования всей системы образования в странах, где реформа высшей школы относится к числу приоритетов и где все заинтересованные стороны твердо намерены поддержать предполагаемые реформы.
Три категории стран - клиентов Всемирного банка: страны с переходной экономикой, страны с низким уровнем дохода и страны небольших размеров. Эти страны находятся в различных условиях, которые обусловливают различную стратегическую направленность и различные приоритеты. Основными направлениями совершенствования высшей школы в восточноевропейских и центральноазиатских странах с переходной экономикой Всемирный банк считает создание гибких учебных планов, коротких программ и курсов, создание таких систем государственного финансирования, которые стимулировали бы вузы к учету потребностей рынка. Другими важными приоритетами являются расширение доступа к высшему образованию за счет предоставления финансовой помощи студентам, привлечение внешних представителей к управлению вузами, а также профессионализация менеджмента.