Проблеме присоединения России к Болонскому процессу было посвящено одно из последних заседаний Российского совета развития образования, проходившее в Центре стратегических разработок Грефа. Дискуссия в Совете была вызвана некоторым расхождением позиций в высоких кругах педагогической общественности. Одни ученые считают, что прежде всего нам надо сконцентрировать усилия на наших близких соседях и заняться вплотную возрождением былого влияния на образовательные системы стран СНГ. К тому же введение бакалавриата и магистратуры (чего от нас потребуют при вступлении в Болонский процесс) может расшатать нашу образовательную систему. Кроме того, есть опасения, что, "открыв ворота", мы и "чужих не заманим, и своих лишимся". Проблема утечки мозгов ведь по-прежнему существует. Оппоненты же уверены, что России надо обратить внимание на наших "дальних" соседей. И вступление России в Болонский процесс следует рассматривать как шаг в подготовке России к вступлению во Всемирное торговое общество. Для начала мы поясним, что же такое собственно Болонский процесс.
В июне 1999 г. в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана "Декларация о Европейском пространстве для высшего образования". Долгосрочная цель программы - "создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования". А это, в свою очередь, предполагает: введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов; введение двухуровневой системы подготовки во всех странах (бакалавр - не менее трех лет, магистр и докторская степень); создание единой системы учета трудоемкости учебных курсов; повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей; развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий; и усиление "Европейского измерения" в высшем образовании. В общем, Европа продолжает объединяться. После евро объединение перешло на студентов. На деле это означает, что любой студент любого европейского вуза сможет поступить в вуз в одной стране, а завершить обучение без всяких потерь для себя в другой стране. Участие России в Болонском процессе до последнего времени носило "фрагментарный" характер, характер "частных" связей. И только недавно все стало обретать некие видимые очертания. Ныне министерством разработан план по включению России в Болонский процесс.
Конечно, для России в ее нынешних условиях все преимущества Болонского процесса - полная абстракция. Где у нищих студентов деньги на свободное перемещение по странам Европы! Но в Министерстве образования считают, что иначе нам свой капитал в виде огромного образовательного ресурса так и не реализовать. По мнению директора Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Минобразования России Геннадия Лукичева, выгода России от присоединения к Болонскому процессу прямая, особенно с учетом совпадения периодов модернизации российского образования и Болонского процесса. Вступление в Болонский процесс будет способствовать достижению равноправного положения в мировом сообществе, решению проблем признания российских дипломов за рубежом┘". Вот здесь можно сделать некоторое отступление. Что касается признания дипломов университетами - может быть, и да. А вот что касается признания дипломов профессиональными сообществами - вопрос сложный и едва ли разрешимый в ближайшие сроки. Министр образования РФ Владимир Филиппов сам не раз отмечал, что Европа охотно признает наш бакалавриат, но вот дипломы! Их за рубежом признают не через систему государственной аккредитации, как у нас, а через тамошние профессиональные ассоциации. И сегодня пока ни одна профессиональная ассоциация не признала ни одного диплома нашего вуза, даже самого престижного. Профессиональные организации защищают свой рынок от чужих. В общем, доказывать России придется долго.
Геннадий Лукичев напомнил некоторые цифры. Доля человеческого капитала в создании национального продукта, например, в США составляет 82%. Остальное приходится на физический капитал и природные ресурсы. Для России этот показатель оставляет - 50%. По прогнозам, уже в ближайшее время структура рабочей силы высокоразвитых стран будет такова, что категория индустриальных рабочих сократится до 5%. А значит, без образования там уже не обойтись.
Приобщение к Болонскому процессу, по мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, не приведет к потере уникальности и самобытности российской высшей школы. Никакой западный стандарт не заставит думающего ректора вуза выбросить из программы интересный лекционный курс. Кстати, наши студенты изучают около 12 предметов в год, а европейские - 5-7. Что называется, почувствуйте разницу.
А разницу пока наши зарубежные партнеры не могут в полной мере почувствовать в силу недостаточности информации об образовательных программах России. По их мнению, у нас сохранилось наследие в виде "идеологических" дисциплин. Вызывает опасение там и "излишняя академичность" нашего образования. То есть то, что мы считаем нашими успехами, на Западе вызывает пока настороженность.