0
1013
Газета Образование Интернет-версия

21.03.2003 00:00:00

Пустите студентов в Европу

Тэги: болонский процесс, образование, дискуссия


Проблеме присоединения России к Болонскому процессу было посвящено одно из последних заседаний Российского совета развития образования, проходившее в Центре стратегических разработок Грефа. Дискуссия в Совете была вызвана некоторым расхождением позиций в высоких кругах педагогической общественности. Одни ученые считают, что прежде всего нам надо сконцентрировать усилия на наших близких соседях и заняться вплотную возрождением былого влияния на образовательные системы стран СНГ. К тому же введение бакалавриата и магистратуры (чего от нас потребуют при вступлении в Болонский процесс) может расшатать нашу образовательную систему. Кроме того, есть опасения, что, "открыв ворота", мы и "чужих не заманим, и своих лишимся". Проблема утечки мозгов ведь по-прежнему существует. Оппоненты же уверены, что России надо обратить внимание на наших "дальних" соседей. И вступление России в Болонский процесс следует рассматривать как шаг в подготовке России к вступлению во Всемирное торговое общество. Для начала мы поясним, что же такое собственно Болонский процесс.

В июне 1999 г. в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана "Декларация о Европейском пространстве для высшего образования". Долгосрочная цель программы - "создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования". А это, в свою очередь, предполагает: введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов; введение двухуровневой системы подготовки во всех странах (бакалавр - не менее трех лет, магистр и докторская степень); создание единой системы учета трудоемкости учебных курсов; повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей; развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий; и усиление "Европейского измерения" в высшем образовании. В общем, Европа продолжает объединяться. После евро объединение перешло на студентов. На деле это означает, что любой студент любого европейского вуза сможет поступить в вуз в одной стране, а завершить обучение без всяких потерь для себя в другой стране. Участие России в Болонском процессе до последнего времени носило "фрагментарный" характер, характер "частных" связей. И только недавно все стало обретать некие видимые очертания. Ныне министерством разработан план по включению России в Болонский процесс.

Конечно, для России в ее нынешних условиях все преимущества Болонского процесса - полная абстракция. Где у нищих студентов деньги на свободное перемещение по странам Европы! Но в Министерстве образования считают, что иначе нам свой капитал в виде огромного образовательного ресурса так и не реализовать. По мнению директора Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Минобразования России Геннадия Лукичева, выгода России от присоединения к Болонскому процессу прямая, особенно с учетом совпадения периодов модернизации российского образования и Болонского процесса. Вступление в Болонский процесс будет способствовать достижению равноправного положения в мировом сообществе, решению проблем признания российских дипломов за рубежом┘". Вот здесь можно сделать некоторое отступление. Что касается признания дипломов университетами - может быть, и да. А вот что касается признания дипломов профессиональными сообществами - вопрос сложный и едва ли разрешимый в ближайшие сроки. Министр образования РФ Владимир Филиппов сам не раз отмечал, что Европа охотно признает наш бакалавриат, но вот дипломы! Их за рубежом признают не через систему государственной аккредитации, как у нас, а через тамошние профессиональные ассоциации. И сегодня пока ни одна профессиональная ассоциация не признала ни одного диплома нашего вуза, даже самого престижного. Профессиональные организации защищают свой рынок от чужих. В общем, доказывать России придется долго.

Геннадий Лукичев напомнил некоторые цифры. Доля человеческого капитала в создании национального продукта, например, в США составляет 82%. Остальное приходится на физический капитал и природные ресурсы. Для России этот показатель оставляет - 50%. По прогнозам, уже в ближайшее время структура рабочей силы высокоразвитых стран будет такова, что категория индустриальных рабочих сократится до 5%. А значит, без образования там уже не обойтись.

Приобщение к Болонскому процессу, по мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, не приведет к потере уникальности и самобытности российской высшей школы. Никакой западный стандарт не заставит думающего ректора вуза выбросить из программы интересный лекционный курс. Кстати, наши студенты изучают около 12 предметов в год, а европейские - 5-7. Что называется, почувствуйте разницу.

А разницу пока наши зарубежные партнеры не могут в полной мере почувствовать в силу недостаточности информации об образовательных программах России. По их мнению, у нас сохранилось наследие в виде "идеологических" дисциплин. Вызывает опасение там и "излишняя академичность" нашего образования. То есть то, что мы считаем нашими успехами, на Западе вызывает пока настороженность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1984
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4038
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3070
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2509

Другие новости