На днях Министерство образования на расширенной коллегии отчитывалось о проделанной работе за прошедший 2002 год. По сложившейся традиции вслед за докладом министра образования РФ Владимира Филиппова следовали выступления региональных руководителей, ректоров крупных вузов, выступление вице-премьера правительства РФ Валентины Матвиенко, представителей профильного комитета ГД РФ по образованию и науке и других. Большинство выступающих признали деятельность, которую проводило министерство в прошлом году, удовлетворительной (в смысле хорошей). Выступления от регионов носили чаще информационный характер: "┘Посмотрите, как у нас". Валентина Матвиенко больше говорила о стратегических задачах. К философии образования и наболевшим вопросам системы обратились ректор МГУ Виктор Садовничий и председатель думского комитета по образованию и науке Александр Шишлов.
Статистические данные, представленные на коллегии в ярких таблицах, сообщили присутствующим, что продолжается сокращение дошкольных образовательных учреждений. Возросло (незначительно) количество школ для детей с недостатками умственного и физического развития, но сократилось количество общеобразовательных школ (то ли больных детей стало больше, то ли просто мы внимательнее стали относиться к больным детям). Сокращаются учреждения начального профессионального образования, растут учреждения среднего профессионального образования. Возросло число вузов и соответственно численность студентов в вузах (на 10 тысяч населения). Аспирантов в этом году стало меньше. Меньше студентов стали получать стипендию. Хоть и по сравнению с 2001 годом расхождения в цифрах не столь значительны, в сравнении с 1992 годом - это уже в 2 раза.
Коллегия подвела итог проектам минувшего года. Остановимся на них чуть подробнее. В январе 2003 года был рассмотрен на заседании Координационного совета министерства и направлен на согласование полномочным представителям президента РФ в федеральных округах, руководителям органов госвласти субъектов РФ пакет документов по вопросу о присвоении вузам категории "ведущий вуз России". Комментируя ситуацию, сложившуюся сегодня, министр Филиппов отметил, что изначально идея и инициатива принадлежали самим ректорам. Они же решили, что ведущих вузов должно быть не меньше 60-80. Но позднее решили отказаться от предложения вообще. Почему? Оказывается, выбрать 60 вузов из 600, окончательно не "перессорившись" друг с другом, очень сложно. Тогда министр образования РФ Владимир Филиппов предложил оптимальный вариант: сократить число ведущих вузов России до минимума и сделать их 15-30. Выбрать из высших учебных заведений действительно достойные, имеющие вес на мировой арене, с тем, чтобы можно было финансировать их на уровне мировых стандартов. Остальные приличные вузы, чтобы не обидеть, тоже поощрить. Заодно и усилить контроль за качеством знаний. Не хотят нас признавать на международной арене, говорят, "дипломы у нас продаются"...
Около 300 специальностей в вузах России подвергнутся тщательной проверке. В основном для того, чтобы исключить дублирование в подготовке студентов. Чтобы как-то выжить, вузы открывают новые непрофильные специальности. Например, Академия водного транспорта открыла у себя специальность "юриспруденция". Разумеется, - за счет бюджета. Но академия находится в Москве, а столица недостатка в юристах не испытывает. Значит, бюджетные деньги тратятся зря. Но бывает и другая ситуация. В одном из регионов юристов готовит госуниверситет, а недавно такую же специальность открыла сельхозакадемия. Когда министерские начальники приехали проверять академию, оказалось, что она с помощью квартир и денег переманила из университета лучших профессоров к себе. Министр считает, что в такой ситуации выигрывают преподаватели и студенты, а значит, это нормальная конкуренция. К конкурсу (на бюджет) будут допущены и негосударственные учреждения, если они будут качественно готовить нужных области специалистов.
Валентина Матвиенко объявила о готовящихся мерах "по оптимизации численности управленческого персонала, работающего в отрасли", чтобы высвободившиеся в результате этого средства можно было направить на повышение заработного фонда учителей. Комментируя это заявление, министр образования РФ Владимир Филиппов заметил, что новая структура управления федерального уровня находится пока еще в стадии проработки. Еще не решено, останется ли прежним фонд заработной платы и при этом будет оптимизирована вся структура, или будет иной вариант с привлечением дополнительных средств. Есть и такой вариант, что финансами и контролем за расходованием средств будет заниматься не само министерство, а два отдельных агентства при нем. Но оптимизация численности работающих в министерстве - вопрос сложный. На многих руководящих постах до сих пор стоят пенсионеры. По словам министра, "ни один проректор вуза идти на их место не хочет, платят мало". Многим ректорам идея высвобождения дополнительных средств за счет оптимизации управленческих кадров показалась перспективной. Любопытно, какое развитие она получит в дальнейшем┘
Почему сейчас так много говорят о финансировании вузов? Когда речь идет о том, что в тени крутятся миллиардные суммы, не стоит забывать, что взяты они (в том числе) дополнительными услугами на репетиторстве и курсах. С введением единого экзамена репетитор естественным образом переходит в школу. Как дополнительно зарабатывать вузовскому преподавателю? Он либо уйдет в другую отрасль, либо будет искать место в вузе, где платят больше, либо будет искать новые формы зарабатывания на студентах. Уже сегодня во многих вузах перешли на платный повторный экзамен (вполне официально). Если экзамен не был сдан в сессию, его можно сдать повторно, но только за деньги. Стала модной и распространенной практика повторного обучения. Сдал экзамен на двойку, можешь повторить год обучения. Разумеется, это касается в основном тех, кто учится на платном отделении вуза. В некоторых вузах студенты таким образом проходят программу 7-8 лет. То, что вуз открывает непрофильные специальности, это тоже не от хорошей жизни. И то, что в ближайшее время преподавателями будут найдены новые источники добычи средств существования, нет сомнений.
А что же школа? Есть надежда, что материальная база некоторых школ несколько улучшится. Во-первых, ЕГЭ и профильная школа. Они потребуют дополнительных занятий, а значит, родительских солидных вливаний. Кроме того, в 2002 году школа стала юридическим лицом. Теперь она (приказом министерства) обязана открыть бюджетный и внебюджетный счета. Уже в 2003 году планируют опубликовать счета всех российских школ для желающих помочь школам. Саратовские учебные заведения, уже воспользовавшиеся этой практикой, за одно лето собрали больше денег, чем им было выделено госбюджетом на 2002 год. Директора же школ пока считают, что "поборы" с родителей намного выгоднее и надежнее спонсорской помощи. Потому что помощь школе через расчетный счет облагается налогом, а передача "из рук в руки" - нет. С другой стороны, через расчетный счет Минобразования сможет следить, как школа расходует направленные ей дополнительные средства. В этом случае ни один рубль не уйдет в сторону.
В 2003 году завершается первый этап модернизации российского образования. Какими будут следующие шаги, мы можем уже сегодня проследить по обозначенным выше тенденциям.