Утро. Бегу, опаздываю на встречу. Меня обгоняют семиклашки, толкаются, что-то обсуждают. Что - понять сложно, одни междометия и русский матерный. Иду мимо магазина "Электроника", телевизоры показывают одну и ту же картинку: потасовку депутатов Федулова и Шандыбина в Государственной Думе РФ. Многое, конечно, роднит депутатов и школьников...
Социологи утверждают, что от крутых социальных сдвигов всегда очень сильно страдал язык. После 1917-го, например, в публичной речи появились диалектизмы, воровское арго, активизировалась матерщина. Сегодня, в постперестроечное время, в парламентской речи слышны просторечные слова: "нахапать", "попервости", "скинуться"┘ А еще слуги народа иногда говорят: "биография жизни", "две альтернативы", "странный парадокс". И все с экрана, все на всю страну...
Катализатором положительных процессов в обществе может стать только классическое образование. В классике - спасение. Но спасутся, видимо, не все. Как заметил кто-то из наших писателей, сегодня большая литература обиделась на демократию (читай: "вседозволенность") и ушла в "элитарность". А народ недолго огорчался, он быстро утешился "литературой легкого поведения". Кажется, этот процесс незаметно проникает и в школу. В школьных программах сокращают количество классических произведений, подлежащих обязательному прочтению. При этом чиновники утверждают, что заботятся исключительно о здоровье школьников. И классику переводят в ряд дополнительного чтения.
Прихожу на родительское собрание. Учительница литературы восторженно советует для чтения детям Макса Фрая. Заметим, школьникам 12-13 лет. "А "Асю" они уже читали?" - осторожно спрашивает чей-то нудный папа. Учительница заметно скучнеет - не оценили┘ Да мы бы рады. Вот участник конкурса "Учитель года-2002", преподаватель ярославского лицея Кирилл Сапегин из Ярославля мыслит нетипично, ярко и афористично: "Мне больно оттого, что сердце не болит┘" или "Когда мучительно думать, остается одно: чувствовать". И еще про Сапегина говорят, что он - энциклопедист, потрясающе знает классику и школьники слушают его как завороженные, много читают и не устают. Но Сапегин в Ярославле, а я сижу в Москве, читаю Макса Фрая и думаю: "Какой должна быть школа, консервативной или открытой новым веяниям и модным течениям? Почему мат так въелся в речь современного подростка? Кто виноват? Как реагировать на это?"... Через несколько дней телевизор донес еще одну новость: Совет Федерации отклонил закон о языке...
Ефим Рачевский, директор центра образования # 548 "Царицыно":
Вы зря думаете, что ныне мат школьники употребляют чаще, чем раньше. Все наоборот, уверяю вас. Словарный запас современного ребенка достаточно ограничен. Если вы попытаетесь вступить в диалог с подростком, то вам, несведущему взрослому, будет это сделать достаточно трудно. Потребуется особый словарь. Чат, браузер - термины из этой особой культуры┘ Что касается нецензурной лексики, то в регионах она заменяет обыденную. Взрослые там абсолютно не стесняются присутствия детей и говорят исключительно на русском матерном. Но я бы даже паниковал сегодня по иному поводу. Телекультура - вот что сегодня тормозит словарное развитие детей. И только одна школа в этой ситуации повсеместно является носителем хорошего русского языка. Но она как источник информации уходит на задний план. А печать и телевидение лидируют┘ По поводу содержания образования... Безусловно, школа должна оставаться консервативной. Более того, она должна быть самым консервативным институтом из всех существующих. Любая инновация, любой эксперимент, любое течение, не прошедшие испытание временем, могут нанести непоправимый урон. Мы с вами не были свидетелями этому, но старшее поколение помнит, что творилось со школьными программами начала прошлого века. Кстати, большая часть учителей того времени были выпускниками классических гимназий и университетов. А что натворили! Я в прошлом лингвист, мне довелось читать много работ по ненормативной лексике. Есть такая наука - психолингвистика. И из той информации, которой я располагаю, чем бедней словарный запас человека, тем меньше у него слов для того, чтобы выразить свой эмоциональный настрой, и тем чаще он прибегает к мату. Кстати, слово, которое стало предметом разбирательства в Думе, у людей с низким словарным запасом выполняет функцию артикля. Отсюда вывод: в Думу надо избирать тех людей, которые умеют читать не меньше 90 слов в минуту. Пройдут через этот барьер, можно баллотироваться. Это важней даже, чем проверка депутатских доходов. Налоговую полицию можно обмануть, а уши россиян - никогда.
Николай Петров, народный артист СССР, член Президентского совета по культуре, профессор Московской консерватории:
В среду в Совете Федерации отклонили закон о языке. Не сомневался, что так и будет. Чем они занимаются в Думе? Вот уже 6 лет маринуется закон о меценатстве, от которого зависит судьба нашей культуры в обществе, которую душат непомерными налогами! Но принимается почему-то закон о пчеловодстве и еще двигают законы, как не надо ругаться матом! Да мы давно уже это все проходили, когда 30 лет тому назад ученый дедушка предлагал слово "заец" писать через "е"! Да мы жили без этого закона, да и будем жить долго. За всем этим "бултыханием" Думы стоит только одна цель - увести общество от реальных и насущных проблем!
Людмила Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского университета:
...В какой-то момент наши общественные деятели вдруг оторвались от бумаги и стали говорить с высоких трибун спонтанно. Да, это было замечательно на заре перестройки, когда вдруг зазвучала живая речь политиков, владеющих словом. Но это сегодня привело к тому, что неподготовленная речь не всегда оформлена в соответствии с законодательной нормой... А следить за речью депутатам нужно не меньше, чем за своей одеждой. На них смотрит вся страна... Сегодня наблюдается снижение слоя лексики... Поэтому по-прежнему очень важно, чтобы дети с самого начала были в окружении нормативного литературного русского языка.
Лев Скворцов, профессор, заведующий кафедрой русского языка и стилистики Литературного института:
Я читаю двухчасовую лекцию студентам старших курсов о мате и еще ни разу не произносил во время лекции матерных слов┘ Я точно знаю, что если во Франции, например, преподаватель не дай бог(!) публично произнесет непотребные слова, то студент обязан направить сообщение (по-нашему, донос) в соответствующий орган. По их понятиям, это демонстрация гражданской зрелости человека! А у нас? Как-то я общался с семиклассниками и восьмиклассниками, так они мне говорили, что им от матерных словечек избавиться труднее, чем от привычки курить. Когда я сделал замечание дворнику, чтобы он не матерился, то услышал: "А разве я ругаюсь? Это так, для связки слов. Материться по-настоящему - это кого-то проклинать, послать по адресу, можно порчу нагнать словом┘" Дума дойдет до полной глупости, если еще и начнет составлять списки запрещенных к употреблению слов!
Анатолий Агамиров, обозреватель радиостанции "Эхо Москвы":
В Думе более или менее нормально говорят по-русски Явлинский и Лукин, которого готовили как карьерного дипломата в МГИМО, когда там еще хорошо учили┘ А вот что касается детей и школы, то смею утверждать - дети не виноваты в том, что каждый день слышат мат со всех сторон. Когда в присутствии взрослых 7-летние дети демонстративно ругаются матом, а делают они это нарочно, чтобы показать свою современность и смелость, они эпатируют! Основная школа культуры речи - это дом и семья ребенка. Именно там в раннем детстве закладывается хороший язык. А как еще может говорить ребенок, если его папа по возвращении из магазина каждый день матерится?