Накануне новогодних праздников в Министерстве образования и в Государственной Думе успели обсудить проблемы, возникающие при внедрении профильной школы. Как быть со старыми профильными школами - там, где углубленное преподавание предмета идет со второго класса? Известно, что профилизация коснется только старшей школы. Как отбирать детей в профильные школы? Как обеспечить справедливый конкурс в 9-е классы школ, готовящих по престижному профилю (например, языковому). Нужен ли при этом некий "малый ЕГЭ", будет ли отбор при этом проводиться с учетом портфолио - личными достижениями ученика, или нет? Смогут ли стать профильными сельские школы? Что делать, если ученик выбрал в старших классах школы один профиль, а в вуз решил поступать по другому? Каким образом в выпускном классе ему придется "добирать" необходимые для поступления в вуз предметы? В частности, будет ли он сам платить за ошибку и заниматься с репетитором за свой счет или школа должна будет предоставить ему нужные курсы бесплатно? Вот скромный перечень тех вопросов, однозначных ответов на которые пока нет и сегодня.
Вероятно, уже весной наступившего 2003 года постановлением правительства РФ для старших классов будут введены в действие стандарты базового и профильного уровней. Руководители образования и учителя школ получат из министерства разъяснения, какие учебники (или на переходный период - какие разделы из действующих учебников) соответствуют базовому стандарту, а какие - профильному. На основе принятых стандартов будут составляться примерные программы для старшей профильной школы. И уже в этом году в ряде регионов России начнется эксперимент по переходу на профильное обучение. Пока локальный.
С профильными школами россияне знакомы давно: это лицеи, гимназии, учебные заведения с углубленной программой. Одним словом, элитарные учебные заведения. Однако сегодня из всех школ России около 69 процентов - сельские. Что в ближайшие годы произойдет с маленькими школами в глубинке? Как они станут профильными и станут ли?
Ситуацию с профилем разъясняет один из разработчиков законопроекта об образовательном стандарте и концепции профильной школы, директор московской школы # 1060, советник министра образования РФ Анатолий Пинский.
- Анатолий Аркадьевич, по всероссийским опросам, 65 процентов сельских жителей хотят, чтобы их дети поступили в вузы. Но готовы ли сельские школы обеспечить детям подготовку в вузы? Иными словами - смогут ли они вскоре стать профильными?
- Представим себе такую ситуацию. В селе Ленинское Сталинского района в школе учатся 70 детей, на 11 классов все предметы ведут 3 педагога, одна из них девочка 17 лет, две другие - пенсионерки 60 лет. Порой меня спрашивают с некой подковыркой: как сделать, чтобы в этой школе образование стало, как в Сорбонне? Я отвечаю: не будет там, как в Сорбонне! Что бы реформаторы ни предложили - не будет!
- На одном из круглых столов, посвященных профильной школе, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов перечислил риски при введении профильной школы в России. Некоторые из них связаны с профилизацией сельской школы. Что делать, если в классе сельской школы учатся два человека и они выберут разные профили обучения?
- Это из области шуток. Первый заместитель министра образования Виктор Болотов как-то высказал мнение, что школы, где учатся меньше 50 человек (это, заметьте, в среднем четыре-пять детей в классе), вообще не стоит профилировать. Я с ним согласен.
- Итоги Единого госэкзамена в этом году показали, что большинство школьников, набравших уникальный результат в 100 баллов, окончили сельские школы. Но выходит, углубленное преподавание предметов в старших классах коснется только школ крупных городов?
- Нет. Просто в селах и маленьких городках введение профильного обучения будет проходить по-другому. Руководители должны предварительно провести реструктуризацию сельской школы. Концепция реструктуризации есть. Ее ключевые позиции: интернат, интернет и школьный автобус. Например, в сельском районе выделяется одна, относительно большая, хорошо оборудованная школа, куда детей привозят на автобусе. Это первый путь. Путь второй: создание при крупных сельских школах интернатов. Путь третий: виртуальная централизация обучения. Через интернет централизуется образовательный ресурс, который потом распределяется по сетям маленьких школ. Во всех случаях дети могут получить полноценное образование. Значит, мы можем пытаться вводить в этих школах углубленное обучение по разным профилям: естественно-математическому, социально-экономическому, филологическому.
- Но руководители не успеют даже перестроиться: с будущего года начинается эксперимент по переходу на профильное обучение в старших классах.
- В 2003 году не затевается никакого тотального внедрения профилей в школу. Министерством образования планируется локальный, "камерный" эксперимент максимум в 8-10 российских регионах, на полторы-две сотни школ всего. Он коснется предпрофильной подготовки в 9-х классах. Это будут те регионы, где уже проходит широкомасштабный эксперимент по отработке нового содержания образования. Россияне не должны бояться, что в 2003 году на них всех нежданно-негаданно свалится еще какой-то новый эксперимент. Будем брать один крупный город, один небольшой городок, один сельский район. Отработаем модели. Кстати, на мой взгляд, провести профилизацию в городской школе не менее сложно, чем в сельской.
- У вас, в московской школе # 1060, где учились Тарковский и Вознесенский, такие же проблемы, как в сельской школе?
- Совершенно верно. У меня однокомплектная школа. В восьмом, девятом, десятом, одиннадцатом классе одна параллель. В исторических центрах крупных городов (я не говорю о спальных районах) много таких же однокомплектных школ. Недавно педагоги из Краснодарского края написали мне, как они ввели профильное обучение в старшем классе своей школы. Они придумали профильные группы. Это делается так: обычный класс делится на группы. Группа в 7-8 человек берет филологический профиль, еще 10 человек - естественно-математический, остальные - общеобразовательный. Так вот, у меня в школе дети выбирают профили точно так же. По-моему, это интересный опыт.
- Сейчас эксперты и общественность обсуждают стандарты по разным школьным предметам. Как готовятся стандарты для профильной школы?
- Здесь тоже много проблем. Мы, например, выдвигаем идею, что не нужен федеральный стандарт по базовому уровню технологии. Агротехнология, информационные технологии - все они настолько специфичны, что унифицировать их "на базовом минимуме" невозможно. А вот конкретные специализации этого технического профиля весьма перспективны. На профильном уровне не нужно стандартизировать и физкультуру - ведь это попросту разные виды спорта. Похожая ситуация с профильным стандартом по искусству.
- Как планируется готовить учителей для преподавания в профильной школе?
- Допустим, учитель Х по предмету Y не может вести в 10-11 классах школы углубленный уровень. Типичная ситуация. Если в концепции профильной школы было заявлено, что все российские школы становятся профильными, мы бы попали в педагогический тупик. Но в концепции говорится, что школы могут быть профильными и общеобразовательными (универсальными). Поэтому способные учителя будут повышать квалификацию, чтобы преподавать свой предмет углубленно. Учителя, которые не могут осилить этот барьер, будут преподавать в общеобразовательных классах многопрофильных школ или перейдут на работу в универсальную школу. Речь не идет о немедленной всеобщей профилизации всей России. Поэтому непрофильные (универсальные) школы у нас были и будут.