Союз ректоров России - организация авторитетная. В свое время ректоры притормозили почти начавшуюся приватизацию вузов, а сегодня, не теряя оптимизма, держат оборону по сохранению традиционной системы российского (советского) образования. Вот и недавно на 7-м съезде Российского союза ректоров суть состоявшегося диалога касалась выбора правильной стратегии модернизации образования.
Присутствие на съезде президента России Владимира Путина не только придало мероприятию особый статус, но и позволило провести высокое собрание в более оперативном режиме, когда реакция президента на чье-либо выступление следовала почти незамедлительно. Комментарии и замечания главы государства на речи ректоров свидетельствовали, что президент "в теме" и, разумеется, - в родной университетской среде. По мнению министра образования РФ Владимира Филиппова, президент страны дал ответы на три ключевых момента, заложенных в докладе председателя российского Союза ректоров, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего. Эти три позиции таковы: отрицательная реакция президента на отмену ранее имеющихся у образовательных учреждений льгот (по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль); замечание президента, что казначейство должно дать вузам возможность спокойно работать, контролируя их "на выходе, а не сразу", и обещание придать вузам статус научных учреждений.
Кроме того, Владимир Путин обратил внимание ректоров на то, что деньги в образование необходимо вкладывать эффективно: "Государство должно понимать, куда оно тратит свои деньги и что из этого получится в перспективе". Президента не устраивает ситуация, когда огромные государственные средства тратятся на подготовку специалистов, не желающих работать по своей специальности - 50% выпускников медицинских вузов не идут в медучреждения, 60% выпускников сельхозвузов не едут в сельскую местность.
Виктор Садовничий посчитал не менее важным для всех обещание президента не "экономить на образовании". Этого вопроса президент коснулся, комментируя доклад коллектива под руководством Евгения Ясина по экономике образования, представленный на рассмотрение правительству. Известный экономист Ясин предлагает несколько мер, обеспечивающих дополнительный приток средств в казну. Среди прочих пунктов его плана есть и такой, как сокращение мест для бюджетных студентов России с имеющихся сегодня 192 человек (на 10 тысяч населения) до заложенной в законе "Об образовании" цифры в 178 человек. Экономия - дополнительные 5 млрд. рублей в доход страны... Конечно, узнав о таком пути решения финансовых проблем государства, ректоры дрогнули... Но Владимир Путин обнадежил: достигнутое количество бюджетных мест трогать не будут. Кстати, сам доклад Евгения Ясина президент назвал "профессиональным".
Фразу Виктора Садовничего, что некоторые "нововведения в образовании угрожают безопасности страны" (ректор имел в виду недопустимое сокращение школьных программ по предметам естественно-научного цикла, попытки формализма и администрирования в принятии крупных решений, таких, как ЕГЭ и другие), президент тоже не оставил без ответа: "Всякий раз, когда пытаются заострить внимание на какой-то проблеме, говорят об угрозе для безопасности страны". На самом деле образование - столь стратегически важная отрасль, что, по мнению, Владимира Путина, не нуждается в дополнительной "драматизации".
Итак, президент страны сделал попытку помочь сторонникам и противникам проводимой в стране модернизации прийти к некоему консенсусу. И компромисс, очевидно, уже найден. Виктор Садовничий, по сути, сделал шаг навстречу реформаторам из Минобразования. Сегодня речь уже не идет о неприятии или об отказе от ЕГЭ. Говорят - о совершенствовании механизмов проведения ЕГЭ. Ректор МГУ предложил сопутствующую форму приема в вузы - федеральные олимпиады. Победителей таких состязаний следовало бы принимать в вузы страны без экзаменов.
Кроме того, во второй день съезда Владимир Филиппов сделал еще один шаг навстречу ректорам - предложил оставить за ними 5-10% приема "за рамками" ЕГЭ. Это, конечно, важно для ректоров, для поддержания их статуса и сохранения рычагов административного влияния на вуз.
Очевидно, тому же сближению позиций призван послужить и проект положения о ведущем вузе РФ, озвученный на съезде ректоров. Проект подготовлен рабочей группой под руководством первого заместителя министра образования РФ Александра Киселева. Ведущие вузы, согласно проекту, будут иметь ряд преимуществ в виде дополнительных государственных ассигнований на увеличение стипендиального фонда (не менее чем на 50%) и зарплаты преподавателям. Им будет дана возможность проведения своих дополнительных испытаний после проведения ЕГЭ и многое другое.
Ведущие вузы будут разных категорий: федерального, федерально-регионального и федерально-отраслевого значения. Предполагается, что решение об отнесении высшего учебного заведения к категории ведущего вуза будет приниматься правительством РФ по результатам конкурсного отбора и сроком на 5 лет. Обеспечение проведения и информационно-аналитическое сопровождение конкурсного отбора ведущих вузов будет возложено на Минобразования России. Как заметил, отвечая на вопрос корреспондента "НГ", первый замминистра образования РФ Виктор Болотов, ведущих вузов в России вряд ли будет больше 15. А если это так, конкуренция грядет жесточайшая, и дружные ряды ректоров ждет испытание на прочность дружеских уз.