- Господин Славецки, когда-то наши школьные программы были во многом похожи. Какие изменения произошли в содержании школьных программ Польши за истекшие 10 лет?
- Сегодня мы стремимся избежать "узких" и слишком наукообразных дисциплин, пытаемся развить у ученика кругозор. Например, предмета "биология" больше нет, есть - "природа". А уже в нее вошли такие разделы, как астрономия и география. Вторым важным моментом является то, что министерство дало школе большую долю самостоятельности в осуществлении преподавательской деятельности по реализации учебных программ. Министерство не создает учебников, а всего лишь проводит экспертизу учебной литературы, ее соответствия законодательству, Конституции, общепринятым нормам морали. Здесь у нас появляется даже некоторая проблема - слишком много учебников.
- Существует ли в Польше закон о государственных стандартах?
- У нас есть стандарт образования преподавателей. А школам министерство говорит, что именно должно быть выполнено, но не говорит, как этого добиться.
- Пересмотрены ли программы по истории и литературе за последние годы?
- Эти изменения требуются сегодня. В связи с этим мы хотели бы возобновить переговоры с Министерством образования России. Мы ждем, что российская сторона передаст свои предложения по составу комиссии, которая будет работать над учебниками. Нельзя создавать ситуации, когда президент России Путин возлагает венки к памятнику Армии Краевой, а о существовании такой армии нет в учебнике ни слова┘
- Очевидно, в ваших школьных программах увеличилось количество часов по английскому языку...
- Не особенно┘ В последнее время мы как раз наблюдаем рост интереса к русскому языку. Ко мне совсем недавно поступила просьба об открытии коллегии русского языка. А когда у нас будет введено обязательное изучение двух иностранных языков, то большинство, я уверен, выберет русский. Знание русского языка повышает шансы молодежи на рынке труда.
- В Польше, как и у нас в России, идут реформы в образовании. Я знаю, что вы ввели год назад единый экзамен, заменяющий выпускные и вступительные. У вас он называется - "внешний". Ввели его сразу, без всякого эксперимента, по всей стране. Как его восприняли родители и дети?
- Одобрили и дети, и их родители, хуже было с преподавателями. Многие не соглашались с нововведением... Видимо, боялись, что вся картина будет на виду, кто чего достоин.
- У вас существует проблема взяток в вузах?
- Сейчас все в меньшей и меньшей степени. Причина - в большой конкуренции между вузами. И практически этого явления не будет, когда "внешний" экзамен наберет силу. Компьютер будет подсчитывать количество баллов каждого ученика и определять, какой вуз этого абитуриента может принять. Вообще я доволен этой системой. Она дает возможность сравнить уровень преподавания в разных школах, показать, как работает система внутренней и внешней оценки. Благодаря этой системе можно создавать своеобразную карту страны, отражающую успехи в образовании. Например, на севере Польши уровень преподавания хуже. Здесь проживает малообеспеченное население. Следовательно, чтобы улучшить картину успеваемости, нужна помощь государства.
- Изменился ли за последнее время каким-то образом конкурсный набор на специальности в вузы?
- Мы заметили снижение интереса к медицинским специальностям. Сегодня большой конкурс в основном на фармацевтический факультет, потому что это напрямую связано с бизнесом.
- Каково соотношение государственного и частного секторов в польском высшем образовании?
- В Польше сегодня действуют 380 вузов, из них 30 - государственные. Обучение ведется на дневном, заочном, вечернем отделениях и в экстернатах по 102 специальностям. У нас обучаются свыше 1,8 миллиона студентов. С прошлого года работает аккредитационная комиссия, призванная следить за качеством образования. Открываются новые учебные заведения еще и за счет преобразования бывших военных вузов, которые в настоящее время не используются. Существенным является то, что правительство осуществляет финансовую поддержку как государственных, так и негосударственных вузов.
- Есть ли у вас в госучреждениях студенты-платники?
- На очном отделении - нет.
- А иностранные студенты платят?
- Если они обучаются в рамках обменных договоров, то не платят, и таких иностранных студентов - большинство. Но есть и молодые люди, которые приезжают обучаться в наши вузы, самостоятельно пройдя оформление, они - за плату. Наше образование на уровне западного образования, и студенты получают диплом, который котируется во всех странах Евросоюза, а учиться у нас - дешевле. Мы приняли стандарты, имеющиеся в Европе.
- Работа по согласованию программ для вхождения в образовательное пространство Европы уже завершена?
- Торопимся закончить. Ведь когда мы войдем в образовательное пространство Евросоюза, нам уже не нужны будут двусторонние договоры.
- Вам интересны студенты из России?
- Конечно, это некий элемент маркетинга. Кроме того, это обмен учебными программами и преподавателями, хорошие контакты. Это способствует уничтожению отживших стереотипов, которые есть в отношениях между нашими странами. Мы хотим в будущем отступить от 5-годичного курса обучения и ввести одно-двухгодичное обучение на базе высшего или начального высшего образования, уже приобретенного нашими потенциальными студентами у себя в России. Хотим наладить обмен студентами.
- Какие программы молодежного обмена у вас работают?
- Их много, и они самые разные. Программа "Молодежь", включает в себя обмен студенческими группами в странах Евросоюза. Работают молодые люди на волонтерской основе. Свыше 90 тысяч молодых людей участвуют в польско-германской программе "Югендвельт". Россия пока в таких движениях не участвует, а жаль. Это - хорошая база для сотрудничества.
- Какова стипендия и сколько получает преподаватель вуза в Польше?
- Все студенты, в том числе и иностранные, получают чуть больше 200 долларов. (А прожиточный минимум - 100 долларов на человека в месяц. - Н.С.) Зарплата преподавателей в среднем, наверное, около 1000 долларов.