Учиться бесплатно за рубежом - это не за пределом возможностей. Все упирается порой в элементарное отсутствие информации: "Где, кто, как?" Основной источник финансирования российских студентов - гранты зарубежных правительств. Главные спонсоры стипендиальных программ для России - это правительство США, Германии и Великобритании. Финансируется в основном изучение гуманитарных наук, экономики и менеджмента, несколько реже - здравоохранения и точных наук.
На днях Программа магистерских стипендий Эдмунда Маски отмечала 10-летие своей деятельности в России. За этот период более 3000 граждан из стран бывшего Советского Союза (800 из них - представители России) бесплатно прошли обучение в 100 ведущих университетах США и получили степень магистра. Как решили еще основатели программы, получение степени магистра - это всего лишь начальный этап всей программы. Предполагается, что после возвращения в Россию выпускники внесут значительный вклад в общественно-социальную жизнь своего народа.
На встрече, организованной по случаю события, выпускники американских программ, съехавшиеся из разных регионов России, представили краткие доклады о своей деятельности. В основном это некие исследования по серьезным и большим темам. В докладах даны оценки авторов, их же обобщения и выводы. Названия некоторых проектов звучат, например, так: "Современное общество", "Программа независимых средств массовой информации в России". Донором большинства проектов являются все те же американцы и англичане. Кроме того, бывшие участники программы Эдмунда Маски работают в самых разных компаниях и корпорациях, начиная с Европейского банка реконструкции и развития и заканчивая Красным Крестом и Центром политики чистого воздуха (в США).
Чтобы стать участником магистерских стипендий им. Эдмунда Маски, следует пройти открытый конкурс в два этапа: анкеты и собеседование. Потенциальный участник уже должен иметь высшее образование, владеть английским и не быть старше 40 лет. Финалистам конкурса предоставляется полная оплата обучения. Участник может выбрать специальность, совершенно не имеющую ничего общего с той, которую он уже приобрел у себя на родине. Некоторые из перечня этих специальностей звучат для нас как-то непривычно обобщающе: "Образование" или "Управление бизнесом".
В общем, чтобы узнать получше, что происходит внутри какой-то системы, нужно опросить очевидцев. Что, собственно, мы и сделали. Рассказывает участница программы стипендий Эдмунда Маски Инна Назарова, выпускница Американского университета (Вашингтон, штат Колумбия, специальность - бизнес): "Самое важное на первом этапе это правильно подать заявку на участие в конкурсе. Здесь нет очного свидания с тем, кто набирает, и практически все зависит от правильной подачи себя. Как правило, нужен человек с хорошим академическим потенциалом, с лидерскими задатками... После двухгодичного обучения и стажировок в Америке я вернулась домой (это, кстати, непременное условие участия в этих программах), но долго в родном городке не задержалась. Приобретенный мной опыт оказался там никому не нужен. На управленческих местах везде старая, еще со времен партийно-хозяйственного актива гвардия, которая панически боится перемен. Приехала в Москву, и уже "Маски" подыскали мне работу в совместной русско-американской компании. Раз попав в эту систему, можно уже в дальнейшем рассчитывать на участие "Маски" в твоей жизни..."
Как проходит обучение в США, рассказывает другой участник программ, Валентин Емелин, Гарвардский университет, штат Массачусетс (выпуск 1997 года): "Обучение в США строится совсем по иному принципу, нежели в России. Там существует довольно тесная связь практики и теории. На лекцию профессор приглашает представителя компании. Гость рассказывает о своей фирме и ставит какую-нибудь задачу, группа студентов ее решает, а профессор подводит под все методическую базу. Студент никогда не имеет всеобъемлющей информации о бизнесе в этом городе или штате. Студента учат действовать на "узком" участке работ в обстановке, приближенной к реальным условиям, и у него никогда нет достаточно времени, чтобы выбрать единственно правильное решение (все, как и в жизни!)... Американский бизнес очень сориентирован на себя, а международные бизнес-школы призваны расширить рамки сотрудничества с другими странами┘"
Выпускница 1999 года Светлана Мезенцева (Джорджтаунский университет, штат Вашингтон) добавляет о жизни в Америке: "Каждые каникулы студенты международных бизнес-школ отправляются в поездки по странам "своих студентов". Однажды мы с подругой тоже подали заявку и привезли в Россию своих сокурсников. В план путешествия мы включили посещение маленьких городов России. Ребята потом говорили мне, что одна поездка в Россию дала им больше знаний об экономическом кризисе, чем все учебники, по которым они проходили эту тему ранее. В рамках этой поездки мы встречались с бизнес-школой МГИМО, там есть тоже своя бизнес-школа (бакалавриат и магистратура). Мы ознакомились с учебным процессом этой школы и обнаружили, что к ним не приходят компании. Все те же преподаватели, что и на самом факультете, читают лекции слушателям бизнес-школы. В общем, никакой практики, одна голая теория. Сейчас, возможно, все и изменилось, но три года назад было именно так. А какая же это получается бизнес-школа?.. В Америке очень часто практикуется такая форма занятий, когда во время ланча к студентам приходят в аудиторию предприниматели и рассказывают о своей деятельности. Как правило, это те, кто когда-то окончил эту же бизнес-школу и сегодня прочно стоит на ногах..."