- Виктор Федорович, где вы работаете сейчас?
- Я профессор кафедры педагогики Донецкого института социального образования. Много разъезжаю за рубежом и по стране с лекциями, пишу книги. В этом году вышло 9 моих книг, одна из которых - художественная - дань памяти предвоенному детству. И, конечно же, вышли новые книги по дальнейшему развитию школьного дела.
- Достаточно произнести слова "опорный конспект" - и большинство россиян мгновенно вспомнят ваше имя┘
- На самом деле опорные конспекты - не главное в системе работы. Если выстроить 6 ступенек пьедестала к вершине знаний, то конспекты стоят на самой нижней ступени. Опорный конспект - серьезный элемент, но он определяет далеко не все. Например, ступенью выше стоит система инспекции. То, чему научил, - молодец, но пока тебя не проверят и не утвердят твоего результата - работа ничего не стоит. Еще выше стоит (вы не поверите!) - спорт. Каждый день - урок физкультуры. Из наших экспериментальных классов вышли 64 мастера спорта. Еще выше - система решения задач и затем методика повторения. Работает совершенно необычная методика повторения. Лучшие из дидактов прошлых веков говорили, что "повторение - мать учения". В российской школе было и остается просто катастрофическое отсутствие продуманной системы повторения. Отсюда - масса извращений. Кто из выпускников школы хорошо знает иностранный язык? Поговаривают, что скоро у вас его введут со второго класса. И вы думаете, от этого знать английский будут лучше. Не будут. Только лишняя трата средств.
- А как повторяете вы?
- У нас ученики ничего не забывают. Весь программный материал мы повторяем столько раз и так, что ученики сохраняют глубокие знания на долгие годы. В наших классах - от 30 до 40 человек. В течение последних 25 лет, после 11 ноября 1971 года (дата появления первой статьи в "Комсомольской правде"), в наших классах на уроках постоянно присутствуют от 40 до 80 человек. В конце урока я говорю детям: "К следующему уроку повторить геометрию - 8-го". Учителя после урока спрашивают, а что задано на дом. Отвечаю, годичный курс геометрии восьмого класса. Учителя недоумевают, переспрашивают, у вас завтра - экзамен? Нет, отвечаю, завтра обычный урок.
- И такое домашнее задание возможно?
- А почему бы нет? И готовятся к уроку школьники, кстати, не более 30 минут. Наши дети заканчивают средний курс обучения в 9-м классе. Есть отдельные ученики, которые уже в 7-м классе знают всю алгебру и геометрию из программы средней школы.
- Сколько учеников вы успеваете опросить на уроке?
- На каждом уроке оценку получает каждый ученик.
- В былые годы много писали о ваших опорных конспектах. Порой случалось и такое: "Опорные сигналы лишают учителя творчества". На каких принципах строится ваша система опорных сигналов?
- Наверное, будет лучше, если я сразу приведу пример. Возьмем словосочетание "Древний Рим". В строительстве при выборе коэффициента безопасности К необходимо учитывать две крайности. Слишком высокий К приведет к неоправданному перерасходу материала, слишком низкий - к аварийным ситуациям. В Древнем Риме существовал закон: если разрушалось здание, но при этом никто не погибал, казнили архитектора. Если же были жертвы, казнили с ним вместе его семью. В более поздние времена известный Журавский, конструктор новых мостов, чтобы доказать надежность своего сооружения, становился под ним, когда по мосту проходил первый груженый железнодорожный состав. Иногда под мостом становилась вся семья инженера-конструктора┘ Теперь если вы назовете словосочетание "Древний Рим", то сразу же вспомните, что нужно учитывать при выборе коэффициента безопасности. Сложно это? Есть здесь творчество? А принципы построения сигнала разные: это и неожиданность, и экономность, и ассоциативность, и так далее.
- И все же... Один известный педагогический деятель недавно сказал мне, что вашу систему невозможно внедрить в массовом порядке, потому что она - "авторская".
- Это действительно сложно сделать, но совсем по другим причинам. Например, пока существует почасовая оплата учительского труда, наша система может существовать с трудом. Сегодня учитель заинтересован в количестве проведенных уроков. Какое же при этом может быть качество уроков и какое творчество!