Судя по всему, 2005 год может стать весьма знаменательным для российской системы школьного образования. Впрочем, не только школьного.
Напомню, что именно на 1 сентября 2005 года, если все пойдет, как задумано в Министерстве образования РФ, намечено введение новых стандартов (вернее, федерального компонента общеобразовательного стандарта). На этот же срок приходится, опять же если все будет ОК, начало реализации обучения по "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования". Именно об этом заявил на состоявшемся в Минобразования РФ обсуждении упомянутой концепции министр образования РФ Владимир Филиппов.
В обсуждении одной из наиболее важных проблем модернизации российского образования приняли участие также председатель комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Александр Шишлов, первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов, руководители органов управления образованием субъектов РФ, видные ученые и специалисты, руководители учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга.
Что же это такое - профильная школа?
Оказывается, де-факто профильное образование существовало у нас всегда, еще во времена СССР. "Лицеи, гимназии, в том числе в сельской местности, различные кружки, факультативы, заочное обучение и даже репетиторство - все это можно рассматривать как профильное обучение", - подчеркнул заместитель министра образования Виктор Болотов. По его мнению, профильное обучение должно предоставлять возможность заниматься любому ребенку по выбранному им самим профилю. Теперь всю эту систему хотят поставить на вполне прозрачную, государственную основу.
Немного упрощая, общеобразовательная школа, как это видится специалистам в Минобре, будет выглядеть так: с 1-го по 8-й класс - более или менее привычная нам сегодня средняя образовательная школа; в 9-10-х классах начинается профильная школа. Как подтвердил Владимир Филиппов, "в профильной школе остается обязательное ядро: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, естествознание, математика и физкультура". Подчеркиваю, эти предметы останутся в любой профильной школе.
"Чтобы ввести углубленное изучение чего-то, надо от чего-то избавиться, - резонно заметил министр. - Для гуманитариев не надо будет углубленно изучать биологию, физику, химию. Но вместо этого для них будет синтетический курс - естествознание. При этом, когда нас обвиняют в том, что мы сокращаем изучение точных наук, я хочу официально заявить: ни одна формула из курса математики или физики не выброшена. Но все эти формулы не надо давать всем одинаково, часть из них будет перенесена как раз в классы профильного обучения. Это наша позиция, и здесь мы расходимся, например, с академиками Российской академии наук".
За словами министра - результаты социологических исследований.
Так, Александр Кузнецов, академик Российской академии образования, один из разработчиков концепции, отметил в своем выступлении, что для 96% учеников мотивировка продолжения обучения в старших классах - стремление подготовки к поступлению в вузы. Причем 40% школьников к этому времени позиционируют себя как гуманитарии, а 29% проявляют склонность к инженерному и естественно-научному профилю. "Мы можем говорить реально о 4-5 профилях обучения на старшей ступени общего образования", - подчеркнул академик.
Для того чтобы понять, что из себя будет представлять само профильное образование, приведем выдержки из "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования". Итак┘
"Цели профильного обучения.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. <┘>
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования <┘>.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. <...> Например, элективный курс "Математическая статистика" поддерживает изучение профильного предмета экономики".
Естественно, что такие кардинальные изменения неминуемо влекут за собой и серьезные риски при неаккуратной реализации задуманного. Основные из этих рисков сформулировал в своем выступлении ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. По его мнению, прежде всего следует продумать следующие аспекты перехода к профильному образованию: как поступить с ныне существующими профильными школами; как проводить отбор школьников, желающих продолжать образование в профильных классах после 9-го класса; как "вписать" в предлагаемую систему сельские школы; и, наконец, необходимо обратить особое внимание на кадрово-методическое обеспечение профильного обучения.
"Профильная школа должна залатать "дыру" между общеобразовательной школой и добросовестным вузом, - подчеркнул Ярослав Кузьминов. - "Дыра" эта возникает из-за отсутствия фона знаний: ученик читает только учебник, это в 50-60%. У него нет времени для направленного изучения выбранного предмета".
В итоге, по мнению Кузьминова, в профильной школе преподаватель должен стать консультантом при ученике, занимающемся самостоятельным поиском знаний.