Вопрос о принципах и приоритетах формирования федерального бюджета на 2003 год по-прежнему беспокоит активную часть нашего общества. Вот и Российский совет развития образования (РОСРО) посвятил этой теме одно из своих недавних заседаний. Напомним, что эта общественная организация, созданная около года назад, объединила в своих рядах влиятельных политиков, ученых и руководителей разного ранга.
РОСРО заявляет, что приоритетность образования отнюдь не прослеживается в бюджете на 2003 год. Согласно решению Госсовета, финансирование образования из федерального бюджета должно ежегодно увеличиваться не менее чем на 25% в реальном выражении. Такой рост наблюдался на протяжении последних двух лет и создал условия для начала модернизации образования. Цифры нового бюджета позволяют судить об увеличении всего лишь на 10% (с учетом инфляции). Выходит, роста не стало... Странно, что эта нехорошая тенденция с бюджетом проявилась вдруг в год масштабных экспериментов в образовании. Напомним, что только в эксперименте по единому экзамену в 2003 году планируют принять участие аж 52 региона России... В соответствии с этим остается предположить, что бюджет-2003 формировали враги модернизации, не иначе!
Итак, РОСРО не нравится, что приоритетными в проекте бюджета на 2003 год оказались иные направления, нежели образование. Кстати, среди нынешних "фаворитов" бюджета судебная власть, правоохранительная деятельность, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Даже среди отраслей социальной сферы образование уступило свои позиции культуре, искусству и кинематографии, социальной политике, здравоохранению и физической культуре. Как уж повелось, русский интеллигент периодически склонен подозревать властных чиновников в чем-то "нехорошем". Вот и на заседании РОСРО бюджет критиковали примерно в таком русле: "Всем понятно, почему столь значительные суммы идут на сельское хозяйство. Как они там будут "расходоваться", мы тоже знаем... Расходы на образование прописаны детально. Почему не учитываются реальные нужды образования - совершенно непонятно...".
А вот эмоции ректоров вузов нам понятны. Как быть спокойным, когда идет "экономия" на самом необходимом. Ввиду значительного размаха территории Российской Федерации для регионального вуза интернет - это не предмет роскоши, а условие для его выживания. Бюджетная строка "на услуги связи" выглядит в связи с этим очень даже скромно. Но, разумеется, еще больше недоумения вызвало предполагаемое финансирование приоритетных направлений образования: обновление материально-технической базы образования, стимулирование педагогических кадров, поддержка молодых ученых.
Повышение стипендий в новом бюджете запланировано лишь на сентябрь 2003 года. Очевидно, студентам столичных вузов новость будет особенно "приятна", ведь цены на проезд в общественном транспорте Москвы подняли годом раньше, с 1 октября 2002 года. По мнению РОСРО, не рассмотрен в новом бюджете вопрос о доплатах мастерам производственного обучения и директорам ссузов. РОСРО же считает, что в значительной степени качество зависит от того, кто и как готовит младую поросль в средних специальных учебных заведениях.
Совершенно не устраивает общественность сумма, выделяемая в бюджете-2003 на питание детей в школе. В средних школах обучается немало детей из "социально незащищенных слоев населения". Для большинства таких семей питание детей в школе - чуть ли единственная полноценная еда ребенка за весь день. РОСРО предлагает увеличить норму расходов на питание учащейся молодежи из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся на гособеспечении на 2,2 млрд. рублей.
В общем, РОСРО решил обратиться к президенту РФ Владимиру Путину, палатам Федерального собрания РФ с предложением об увеличении расходов на образование в федеральном бюджете 2003 года не менее чем на 6,9 млрд. рублей. "Обещания, данные народу, надо выполнять!" - напоминает РОСРО родной власти, которая образованию в последнее время будто уже и не мать, а просто мачеха какая-то.
Роспись расходов на образование с 1999 по 2003 год
Предметные статьи |
Бюджет на 1999 год |
Бюджет на 2000 год |
Бюджет на 2001 год |
Бюджет на 2002 год |
Бюджет на 2003 год |
Увеличение к 2002г. % |
По Минобразу всего |
15101,8 |
23392,0 |
36719,7 |
61931,6 |
75395,5 |
122% |
"Образование" с ФЦП |
14242,5 |
22292,1 |
34465,1 |
58086,2 |
69598,4 |
120 |
"Образование" без ФЦП |
14237,4 |
22274,0 |
32372,9 |
54057,1 |
65858,5 |
122% |
Программа "Фундаментальные исследования и содействие НТР" |
859,2 |
1099,8 |
1497,3 |
1932,7 |
2319,0 |
114% |
Приобретение предметов снабжения |
802,8 |
1709,3 |
2915,4 |
4287,9 |
4696,4 |
110% |
Оплата труда |
6237,4 |
8186,5 |
10922,6 |
21020,2 |
24076,8 |
115% |
Оплата услуг связи |
0,4 |
40,2 |
100,5 |
129,3 |
129,7 |
100% |
Оплата коммунальных услуг |
161,7 |
2199,3 |
4425,3 |
7714,0 |
9824,1 |
127% |
Оплата текущего ремонта зданий |
7,6 |
105,0 |
195,4 |
232,1 |
232,3 |
100% |
Текущие расходы в том числе: пополнение библиотек |
126,6 |
376,4 |
1483,3 407,0 |
1681,8 418,6 |
2684,9 1018,6 |
170% 243% |
Оздоровительные мероприятия |
130,0 |
194,2 |
743,3 |
777,3 |
1037,0 |
133% |
Капитальный ремонт |
6,1 |
825,6 |
1039,6 |
2876,2 |
3960,7 |
138% |
Примечание: Предметные статьи даны выборочно, единица измерения - млн. рублей, ФЦП - Федеральная целевая программа модернизации.