"Хорошо одетый и хорошо накормленный автомат", - так отзывался о современниках, то есть о нас с вами, известный психолог Эрих Фромм. Поэтому в последнее время центр интереса многих наук переместился на проблему человека. И мировое гуманитарное знание концентрируется сейчас на проблемах антропологии - науки о формах и факторах изменчивости человека.
После работ К. Д. Ушинского (основной труд Константина Дмитриевича - "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-69 гг.), а затем целой плеяды талантливых отечественных ученых первой трети ХХ века - П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, Ю. И. Айхенвальда, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского - об антропологии вроде бы стали забывать. Но слово уже было сказано: прежде чем воспитывать человека, надо его узнать.
В СССР доминировал системоцентризм, при котором человек воспринимался как "винтик" госмашины. А вот в Европе традиционно на педагогическую антропологию смотрели с той точки зрения, что гражданин - высшая ценность общества.
О возрождении и развитии опальной науки первым заговорил Борис Бим-Бад, академик Российской академии образования, ректор Университета РАО. Не случайно Министерство образования РФ доверило Борису Михайловичу написание учебников по педагогической антропологии. Ученый заявил о важности педологии как фундамента современной педагогики: "Мы знаем, как воспитывать, но не знаем - кого┘". Антропология как учебная дисциплина внесена сейчас в Государственный стандарт высшего образования для нескольких специальностей: педагога, педагога-психолога, социального педагога. Но так как наука о человеке - новый предмет, надо обсудить концепцию его преподавания.
Это и стало целью встречи специалистов из Российской академии образования, Университета РАО и Института теории образования на Международной научной конференции "Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст".
На конференции помимо вопросов о месте и значении возрождаемой науки в контексте гуманитарного знания обсуждалась ее прикладная роль. Рассматривалась педагогическая антропология как предмет интеллектуальной истории, применение науки в системе профессионального образования.
В конференции вместе с нашими учеными приняли участие зарубежные коллеги из 120 стран: США, Германии, Голландии, Греции, Польши и др. Ученые уверены, педагогическая антропология сегодня нужна России более, чем когда-либо.