Государственная Дума РФ переживает драматический период своей жизни, ежегодно повторяющийся, но не теряющий присущей ему остроты, - идет обсуждение федерального бюджета на 2003 год. Главное в этой ситуации - не упустить никому время. Министерствам - в погоне за дополнительными бюджетными ассигнованиями, партиям - в погоне за политическими дивидендами.
Вот и ныне┘ В то время как министр образования РФ Владимир Филиппов оптимистично заявляет на торжественном заседании, посвященном 200-летию возглавляемого им министерства, о приоритетном увеличении расходов на образование, думский профильный комитет уже на следующий день говорит о наметившейся тревожной тенденции. По мнению парламентариев, наблюдается как раз обратное - явное падение темпа роста расходов на образование.
Депутаты даже начинают сомневаться в объявленной приоритетности образования. "По сравнению с другими разделами как в целом, так и внутри социальной сферы темпы роста расходов на образование (21,89%) лишь несущественно выше темпа роста ВВП (19,2%), ниже темпов роста расходов на культуру (35,5%), здравоохранение и физическую культуру (23,2%), социальную политику (35,0%)", - указано в "Заключении" комитета к проекту бюджета. Кроме того, депутатов совершенно не устраивает, что рекомендации и предложения, изложенные ими правительству Российской Федерации, учтены лишь частично. Александр Шишлов, председатель профильного комитета Думы, отмечает недостаточную концентрацию ресурсов на статьях, связанных с развитием образования. Почему-то снижены на этот раз расходы на питание в образовательных учреждениях на 731,2 млн. рублей, а в учреждениях начального профессионального образования - на 768,7 млн. рублей.
Александр Шишлов несколько снижает накал общей эйфории по поводу увеличения бюджетной строки на "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", отмечая, что впечатляющие цифры даны с учетом объема финансирования Федеральной космической программы России. Не исключено, что без учета указанной программы рост расходов может оказаться едва ли выше предполагаемого коэффициента инфляции. А это означает свертывание научных исследований.
Здесь, правда, стоит заметить, что в проекте будущего бюджета появилось резкое, на 400 млн. рублей (275%), увеличение финансирования по статье "Конкурсный фонд индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ". Отсюда следует, что поддержка науки будет осуществляться точечными вливаниями в "проверенные коллективы". К слову, вливать в Российскую академию наук в этом году планируют на 30% больше, чем в прошлом. И еще в новом бюджете появилась статья расходов в размере 2,0 млрд. рублей "Финансирование научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения". В комитете в связи с этим высказывают "крамольную" мысль о необходимости детальной прописи этой части расходов. "Чем более открытый и детальный бюджет, тем меньше возможностей утечки государственных средств...", - надеется Александр Шишлов.
Со своей стороны, Минобразования с удовлетворением отмечает, что на комплектование библиотечных фондов в образовательных учреждениях выделен 1 млрд. рублей, что составляет 250% к расходам на эти цели в 2002 году. "Выделены значительные бюджетные ассигнования на приобретение оборудования для учебных заведений..." Чувствуется, что учтена критика прошлогоднего бюджета. Не ремонтом же единым жив вуз!
Кстати, о ремонте. Значительные суммы в бюджете предусмотрены на ремонт, текущий и капитальный (точнее - на вялотекущий и малокапитальный), который, несмотря на увеличивающиеся с каждым годом объемы финансирования, ведется в средней школе за счет родительских средств, а в высших учебных заведениях - за счет зарабатываемых вузом средств (реально). Между тем пока до конца так и не прописана нормативная база для того, чтобы вуз мог без ущерба своему "здоровью" зарабатывать на жизнь и на этот самый ремонт. По мнению комитета, каким-то странным образом перечень строительных объектов в бюджете выделен в отдельный список как "справочный материал". Но что еще более странно - в нем перечислены стройки, в которых не заинтересован даже сам заказчик (!)... Как и всегда, львиная доля бюджета уходит на оплату коммуналки, а значит, опять же не на науку.
В общем, комитет ГД по образованию и науке счел возможным поддержать проект закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в первом чтении лишь при условии выделения дополнительных средств по разделам "Образование" и "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". Также думцы потребовали утверждения "Перечня строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы" как полноценного приложения к закону о бюджете.
В минувшую среду бюджет в первом чтении с поправками комитета принят в ГД РФ.