В середине сентября в Томске состоялась межрегиональная конференция "Опыт и развитие практики единого государственного экзамена (ЕГЭ) в регионах Сибири", которая подвела итоги двухлетнего эксперимента с ЕГЭ. В прошлом году, на первом этапе, в нем приняли участие 35 тыс. выпускников из четырех регионов, в этом году - 270 тыс. из 16 российских регионов. Так что материал для выводов и обобщений собран богатейший.
Томск для проведения конференции был выбран не случайно. В университетах полумиллионного города обучаются 90 тыс. студентов. И город, по словам губернатора Томской области Виктора Кресса, проявил инициативу, чтобы стать шестнадцатым регионом, где проводится эксперимент. Город оказался лидером в подготовке контрольно-измерительных материалов (КИМ). По химии, например, эти материалы стали базовыми для РФ.
На конференцию съехались 320 участников из 14 регионов Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга.
Общие контуры проблемы очертил в своем докладе "Единый государственный экзамен: итоги первых двух лет эксперимента и задачи на 2003 год" Виктор Болотов, первый заместитель министра образования РФ. По мнению экспертов, сказал он, те оценки, которые получили учащиеся в ходе сдачи единого государственного экзамена, в целом соответствуют реальному положению дел. О том, что в ЕГЭ поверили, говорит и число вузов - участников эксперимента: в прошлом году их было немногим более 20, в этом уже 128 (89 - Минобразования, 39 - других министерств и ведомств). В нынешнем году в эксперименте впервые приняло участие 136 средних учебных заведений (сузов), причем по их собственной инициативе.
Сейчас Минобразования РФ работает над стандартами и рассылает по школам соответствующие материалы. Данные ЕГЭ показывают, что самые большие сложности - с открытыми заданиями по циклу гуманитарных предметов. Дети плохо анализируют тексты. Не умеют изложить рассуждение на заданную тему. То есть как раз не умеют делать то, что так необходимо в высшей школе.
Другую проблему замминистра обозначил как "рационализаторы на пустом месте". Вот только один пример - в одном из регионов взяли и распаковали секретные пакеты, не прочитав предупреждение о том, что они разового употребления. "Дьявол, - сказал замминистра, - сидит в мелочах. И чтобы ребенок не пострадал, мы и проводим полевые испытания". Сейчас Минобразования работает с Центризбиркомом и с Федеральным агентством правительственной связи и информации (ФАПСИ). С первым - по использованию защиты каналов связи, со вторым - по усилению мер безопасности.
Предполагается также начинать экзамен в мае - чтобы иметь больше времени на отработку апелляций. От вузов же будут требовать объявления ими своих правил игры уже в январе.
Об организации взаимодействия всех уровней образования в условиях эксперимента по ЕГЭ в Томской области участникам конференции доложил Владислав Зинченко, заместитель главы обладминистрации, начальник департамента по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию.
"Мы, - отметил Зинченко, - считаем главным ресурсом развития образования в области интеграцию образовательных уровней и максимально полное использование возможностей и потенциала высшей школы. Этот важнейший приоритет имеет для томского научно-образовательного комплекса особую значимость и не требует больших финансовых затрат. С самого начала эксперимент по ЕГЭ был определен как эксперимент всей системы образования".
Томская область активно включилась в эксперимент. Госэкзамен по математике сдавали все без исключения, по химии - выборочно. В работе государственной экзаменационной комиссии приняли участие около 3 тыс. учителей и преподавателей (более 800 - представители высшей школы). Была реализована идея единых экзаменационных комиссий, включающих представителей всех университетов. Обработка результатов обеспечивалась Центром оценки качества образования, созданного на базе Томского политехнического университета. Таким образом, эксперимент реально обеспечил интеграцию различных уровней образования.
Одним из рисков для целей доступности образования считалось возможное неравенство ребят из села и города при поступлении в вузы. Результаты данных, полученных в Томске, показывают, что абитуриенты из сельской местности были зачислены в вузы по результатам ЕГЭ в незначительно меньшем количестве, чем абитуриенты из города.
Конференция, естественно, не обошла стороной и вопрос об "очагах сопротивления" единому госэкзамену. Таковых, по мнению Болотова, три. Ректоры, представители одной такой группы, говорят, что при системе ЕГЭ вузы могут потерять одаренных абитуриентов. На самом деле такой аргумент можно счесть "риторической фигурой". Ведь тех двух томичей, что получили высший балл, ни один из престижных московских вузов не пригласил. В то же время замминистра признал, что в определенной степени такая проблема существует и решаться она будет за счет усиления роли олимпиад.
Представители другой группы считают, что вузы теряют серьезные внебюджетные деньги. В ответ на это, полагает замминистра, должна произойти переориентация центров довузовской подготовки.
И, наконец, третий очаг сопротивления - криминальный. Это те, кто на поступлении в вуз создал теневой бизнес. "Таким, - заявил Виктор Болотов, - мы скажем: "Пусть попробуют. Мы ждем их. С ОБЭПом работаем в тесном контакте".
Томск