На одном из последних собраний Государственной Думы Томской области депутаты (один из них Петр Чубик - проректор Томского политехнического университета, ТПУ) выступили с законодательной инициативой "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования в качестве научных организаций" и с обращением к правительству России "О внесении дополнений в Положение о Министерстве образования РФ".
Речь идет о статусе научно-исследовательских институтов при высших учебных заведениях. Прежде эти НИИ входили в научно-исследовательские комплексы вузов, хотя и имели статус юридически самостоятельных научных организаций. Существование вузов и НИИ в едином комплексе обеспечивало единство научного и учебного процессов и заметные преимущества при решении задач по подготовке кадров (в том числе высокой квалификации) и при получении значимых (а в ряде случаев и выдающихся) научных результатов.
Однако после принятия Гражданского кодекса, запрещающего иметь в составе одного юридического лица другое юридическое лицо (если первое не является учредителем второго), появляется реальная возможность разрушения созданных ранее научно-образовательных комплексов со всеми вытекающими последствиями.
Предложения решить эту проблему путем преобразования НИИ в структурные подразделения вуза с потерей ими статуса юридического лица авторам инициативы представляются неприемлемыми, так как эти структурные подразделения не могут иметь статус научной организации, поскольку вуз - учреждение образовательное, а значит, они и не войдут в реестр научных организаций России, потеряют право на имеющиеся у них лицензии и, как результат, потеряют заказчиков и финансирование.
Томичи предлагают правительству РФ принять постановление о делегировании части полномочий учредителя научно-исследовательских институтов высшим учебным заведениям.
Возникает вопрос: почему с инициативой по проблеме, касающейся 11 российских вузов, выступили именно томичи? Дело в том, что из этих 11 вузов три с шестью НИИ находятся в Томске и, судя по всему, именно их развитость, масштабы оказались в контексте проблемы наиболее уязвимыми.
В 1956 году вышло постановление Совмина СССР, обязывающее вузы, где ведется подготовка специалистов по новым специальностям, организовать научно-исследовательские лаборатории по тематике промышленных предприятий - "в целях обеспечения качественной подготовки инженеров по новым специальностям". После этого, в 1958 году, в ТПУ на базе трех лабораторий создается НИИ ядерной физики, а в 1968-м - НИИ высоких напряжений и НИИ электронной интроскопии.
Эти институты стали базой создания учебно-научных комплексов, где тысячи студентов на уникальном оборудовании (высоковольтная лаборатория, ускорители, ядерный реактор и пр.) получают исследовательские навыки. НИИ при ТПУ выполняют научно-исследовательских работ на 200 млн. рублей, что составляет от четверти до трети годового бюджета Политехнического университета. Существующие же условия аккредитации лишают эти мощные структуры статуса научных организаций. Парадокс, но какая-нибудь небольшая организация с бюджетом в 10 млн. рублей в отличие от вышеупомянутых томских НИИ может аккредитоваться как научная - ибо у нее 7 миллионов (70%, как требует закон) тратится на научные нужды.
Аналогичная ситуация и в других томских вузах: Томском государственном университете (ТГУ) с его двумя НИИ - биологии и биофизики и Сибирском физико-техническом институте (СФТИ); Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) с НИИ автоматики и электромеханики (НИИ АЭМ). Именно наличие научно-образовательных комплексов позволило в прошлом году и ТПУ, и ТГУ в своих рейтингах занять почетные места в группе лидеров.
Сложившиеся в Томске научно-образовательные комплексы близки по своей структуре, скажем, такому прославленному университетскому комплексу, как Оксфорд, бюджет которого многократно превосходит бюджет всей Томской области. В последнее время в России много говорится об инновационном пути развития. Томские научно-образовательные комплексы отвечают требованиям такого пути. Если их, конечно, не разрушать.
Томск