Жизнь министра образования перестроечной волны Геннадия Ягодина складывалась так, что он все время был "молодым". Самым молодым выпускником школы, комсомольским секретарем, заместителем декана, деканом┘ Позже он стал самым молодым заместителем директора Международного агентства по атомной энергии. А недавно ему исполнилось 75┘ Впрочем, глядя на его задорную улыбку, энергичную походку и жизнеутверждающий смех, вряд ли поверишь в эту цифру.
Он помнит сцены, когда Андрей Дмитриевич Сахаров шел на трибуну Академии наук СССР, а два сотрудника висели на его плечах, в буквальном смысле не давая выйти академику на трибуну... Как и Андрей Сахаров, Геннадий Ягодин в свое время выбрал специальность физика-ядерщика. Иначе, наверное, не могло и быть, молодые люди его поколения бредили ядерной физикой. Физикам хорошо платили и еще хорошо оберегали, запирая их в закрытые города. В Менделеевку (сегодня - Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева) рвались все.
Когда Геннадий Ягодин пришел в этот же университет, но уже ректором, то сориентировал вуз на те направления, которые определили развитие науки в будущем, прежде всего на биотехнологию. Первые кафедры биотехнологии в России появились спустя 15 лет после того, как этой увлекательнейшей наукой в своем университете занялся Ягодин. Слово "экология" стало расхожим тоже благодаря ему.
Видимо, не случайно сталинский стипендиат Гена Ягодин делал такие записи в своем дневнике: "Введение в устойчивое развитие. Борьба за власть появилась с возникновением избыточного продукта. 300 млн. человек живут, постоянно голодая. Чем больше угроза виду, тем выше сексуальная активность особей. Геоинженерные решения. Пленки в сотни метров кв. в космосе и СВЧ - луч на землю. Шарики вместо облаков летают и отражают свет. Есть большое желание приспособить реакторы для получения тепла. 30 минут хватит, чтобы все убить, если убрать озон┘ Образование. В школе невозможно научить всему. На практике существует две основных тенденции школьного образования: немецкая школа - дать основы всех знаний, и английская - с 11 лет детей делят по направлениям дальнейшего обучения: гуманитарии, естественники и технари".
Напомним, что эти записи появились в конце 40-х годов┘
"Если бы страна продолжала жить по законам эпохи Брежнева, - справедливо заметил как-то первый мэр столицы, а ныне президент Международного университета Гавриил Попов, - то Геннадий Алексеевич так бы и остался одним из заведующих кафедрами, одним из деканов или максимум одним из ректоров. К счастью, в стране начались перемены".
Геннадий Ягодин вспоминает сегодня о своем назначении на пост министра образования так: "Это было случайностью в очень большой степени. Я всегда выступаю без бумаги, достаточно хорошо чувствую время и редко выхожу из регламента. У меня хорошая память по "опорным моментам" и свободная речь. Однажды даже был такой случай. Выступал я как-то на городском партийном активе. На другой день вызывает меня первый секретарь Московского горкома партии Гришин и говорит: "Товарищ Ягодин, все заметили: вы вчера выступали без бумаги?" Я ему в ответ: "Виктор Васильевич, я что-то не так сказал?" "Нет, сказали вы все правильно, но... нам показалось, вы недостаточно готовились".
В тот знаменательный день на совещании я тоже говорил без бумаги. Мое выступление было последним, публика устала. Но "спать" дальше отчего-то передумала. Президент СССР Михаил Горбачев слушал меня тоже внимательно... А через несколько дней последовало и мое назначение".
Впрочем, одно дело понравиться Михаилу Горбачеву, другое - как примут министра вдруг почувствовавшие перестроечную волю студенты. Каким был "прием" студентов, вспоминает социолог Анатолий Овсянников: "Студенты холодно-дерзко восприняли речь┘ Горбачева. Они только что "схлопали" с трибуны форума (Всесоюзный студенческий форум 1989 года. - Н.С.) боссов комсомола и профсоюза. Они и сейчас ехидно прицениваются к своей новой потенциальной жертве: "Видали мы этих министров! Долой!" Первые же слова Ягодина заинтриговали, а потом и захватили зал┘ Министр говорил необычно и говорил дело┘ Речь окончена. В зале установилась пронзительная тишина. И вот - взрыв аплодисментов".
Овсянников, который и по сей день остается соратником Ягодина в его борьбе за студента (ныне он преподает в Международном университете), рассуждая о Геннадии Ягодине как "социальном явлении", вспоминает еще об одном случае. Ягодин приходит хмурый на совещание: "Коллеги, мы вчера обсуждали проблему. Я настоял на том, чтобы мы приняли следующее решение. Сегодня я понял, что был не прав. Давайте вернемся к проблеме и обсудим ее еще раз".
Доктор физико-математических наук Александр Гинзбург вспоминает, что свой самый яркий урок он получил, когда впервые вошел в кабинет Ягодина. На стене в кабинете висел портрет. Не вождя, не какого-нибудь другого великого человека, не портрет предшественника, на худой конец не изображение Учителя, а портрет┘ покойного ученика. Пожалуй, очень типично для Ягодина - думать прежде всего об ученике. С этими же мыслями пришел Геннадий Алексеевич и на пост министра общего и среднего образования...
С поста министра образования Геннадий Ягодин ушел в 1991 году. Впрочем, почему ушел? "Ушли". Решение о его "первой" отставке принималось явно второпях, во время отпуска президента СССР Михаила Горбачева, в отсутствие ректорского состава, который, вероятно, был бы против, в момент вялого присутствия прессы (все-таки лето!). И это решение, по мнению социолога Анатолия Овсянникова, показало, что школа по-прежнему оставалась несвободной. Правда, нарушив вдруг традицию покорного молчания, за Ягодина вступились министры образования республик - Армении, Эстонии, Молдовы. Всего 12 республик.
Что важно - при видимом разрушении всех прежних связей тогда еще существовала возможность сохранить единое образовательное пространство умирающего Советского Союза. Но события августа 1991 года и все последующие, разворачивающиеся в стремительном темпе, спутали планы о едином образовательном пространстве бывшего СССР и помешали планам интеграции российского образования в Европу. В команду тогдашнего кабинета министров под руководством Валентина Павлова министр образования вписывался плохо. Началась травля Ягодина. Отзыва на письмо министров республик, естественно, в тот момент не последовало. Приезд Горбачева вроде бы расставил все на свои места. Но вмешательство президента СССР продлило полномочия Ягодина всего лишь на полгода. Вместе с путчистами исчез Союз, ушел президент Горбачев и... Ягодин.
Самого Геннадия Алексеевича пугала не отставка, а что будет с тем, что уже сделано: с академическими свободами студентов, с правом иметь школу не авторитарную, а авторскую. Кроме того, рождалось его новое детище - Международный университет. Впрочем, как раз на примере камерного университета Ягодин сумел показать на деле интеграцию российского образования в мировое образовательное сообщество. Жаль, что большая волна смывает все на своем пути...