- Игорь Иванович, раньше учащаяся молодежная элита традиционно сосредоточивалась в МГИМО. А как обстоит дело сейчас?
- Само понятие "молодежная элита" требует уточнения. Например, в СССР элитой называли в основном детей высокопоставленных родителей, поэтому и МГИМО был элитным вузом. Сейчас, по нашим наблюдениям, элита - это не дети чиновников или бизнесменов, а те, кто может позволить себе учиться как здесь, так и за рубежом. Для России, потерявшей почти все свои позиции на глобальном рынке образования, задачей номер один является подготовка кадров международного уровня.
- Какие дополнительные знания, на ваш взгляд, необходимы сегодняшней политической и бизнес-элите?
- Это очень непростой и глубокий вопрос. Дело в том, что "дополнительные знания" есть продукт рыночной экономики и тот, кто сумеет "опередить" других или предвосхитить "новые знания", тот и победит. Можно выделить три группы "глобальных" знаний и умений, недостающих в нашей системе подготовки кадров: корпоративная культура управления, этика бизнеса и эффективность решений.
- Говоря о том, что Россия потеряла свои позиции на рынке образования, вы имеете в виду плохое качество нашего образования по сравнению с западным?
- Нет, здесь дело не в том, уступает наше образование западному по качеству или нет, - просто нас вытеснили. Практически нет иностранцев, обучающихся у нас, - и это очень существенная потеря в условиях глобализации. Во-вторых, многие европейские страны, такие, как Польша, Эстония, Германия, фактически не признают наши дипломы. Это печальный факт.
- Какова система признания диплома российского вуза за рубежом?
- Существует два варианта: межгосударственные соглашения об образовании или же просто признание университета университетом. Например, диплом Международного университета признают в Европейском совете по бизнес-образованию, у нас есть также соглашения с американскими вузами - такими, как Вашингтон Джефферсон колледж, например.
- Ваш университет известен изучением государственного администрирования на основе новых принципов, а в городской администрации много людей "старой закваски". Как трудоустраиваются ваши выпускники там?
- Да, вы правы, еще в 1995 году вышло знаменитое постановление правительства Москвы о подготовке специалистов в области муниципального менеджмента для столицы. За эти годы мы подготовили около двух сотен "городских" специалистов - управленцев, экономистов. К сожалению, очень велик "отток" выпускников из префектур и районных управ. Почему? Ответ очевиден - не только малая зарплата, но и, как вы сами сказали, "старая закваска". Мы предлагали мэру провести эксперимент - создать из наших выпускников специальные группы "советников по развитию территории", сконцентрировать молодые умы на решении нетрадиционных проблем бизнеса, экономики, управления. К сожалению, не получилось.
Я уверен, что для нашей страны срочно необходимо подготовить 50-60 тысяч специалистов по местному развитию и направить их в маленькие города и села. Проблема упадка маленьких городов - в плохом, если не сказать хуже, менеджменте и полнейшем отсутствии кадров и самой кадровой политики.
- А каковы, на ваш взгляд, вообще перспективы и какова реальность в области муниципального управления?
- Ох, ну и вопрос! Болезненный для страны в целом. В Конституции РФ 1993 года введены прогрессивные принципы организации местного самоуправления как не зависимой от государства структуры. Но нет ресурсов для обеспечения этих принципов. Поэтому большое количество губернаторов и чиновников - против конституционной формулы самоуправления. Реальность такова: без местного самоуправления нет, на мой взгляд, ни эффективного государственного управления, ни демократического государства. Только на базе местного самоуправления можно решать многие мелкие "человеческие" проблемы: качество жилья, обучение и воспитание детей, помощь инвалидам. Прогноз? Скорее оптимистический, но с большой долей тревоги. Возможны попытки госрегулирования местного самоуправления. Тогда будет в очередной раз разрушен базис эффективного менеджмента.
- Как бы вы определили концепцию и задачи современного менеджмента и роль университета в обучении эффективных управленцев нового поколения?
- Концепция современного менеджмента - это прежде всего эффективные решения на всех уровнях. В конечном итоге и процветающее государство, и процветающий город - всего лишь продукты грамотных управленческих решений. Куда направить ресурсы, как использовать человеческий потенциал, что считать наибольшей ценностью? Как ни банально это звучит, только Личность, Гражданин может быть эффективным менеджером. Все дело - в Личности.
- Кампус - сравнительно новая идея для России. В настоящее время кампус есть только в вашем университете или где-то еще? Какие плюсы и минусы кампуса вы бы могли назвать?
- Университетский кампус - это общий дом для студентов и для профессуры. Поэтому в идеале мы стремимся создать некое сообщество, большую семью со своими законами и традициями. Плюсы очевидны - кроме формальных знаний студент приобретает разностороннее воспитание, опыт самостоятельной работы. Минусы? Не знаю. Я только хочу подчеркнуть, что кампус - это не "общага" и не "спальное место", это среда жизни.