Конкурсов и олимпиад международных, всероссийских и московских проводится у нас довольно много. Взрослые, мечтающие приобщить своих детей к научной деятельности, обычно начинают беспокоиться об этом, едва ребенок перешагнет свой 10-летний рубеж. Впрочем, статистика утверждает, что таких родителей не так уж много, не более 11%. Причем подавляющее число из них - ученые, преподаватели или учителя. Удивительного в этом ничего нет, и если ребенок с самого рождения слышит о полинуклеотидах, то очень большой процент вероятности, что он попробует себя в молекулярной биологии. Остальных "олимпиадников" помогают выявить и привлечь к научной деятельности школы. Удовлетворим праздный интерес: ну какой же такой научной деятельностью могут заниматься школьники?
Присмотримся поближе к одному из конкурсов "Интел Юниор". В марте этого года у него, кстати, был пятилетний юбилей. Прошедшие предварительный отбор российские школьники представили на нем свои научные изыскания в таких областях, как математика, физика, астрономия, информатика, биология, экология, химия. Работы школьников оценивали преподаватели Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Московского инженерно-физического института, Московского государственного технического университета имени Баумана, Московского физико-технологического института и др. Победители конкурса получили в награду компьютеры, а особо отличившиеся поедут представлять Россию на Всемирный смотр научного и инженерного творчества учащихся в Америке. В этом году победители принесут в свои школы 10 компьютеров на базе процессора Intel Pentium 4.
Проблематика работ юных дарований самая разная - например, "Автоматизированная система проверки знаний учащихся". Если задуматься - приятное приобретение в помощь директору школы для реальной оценки усилий педагогов и их подопечных. Или "Программа-тест для проверки знаний учащихся по русскому языку". В качестве самоконтроля - тоже весьма полезная вещь. Компьютер, кстати, не только проверяет знания, но еще и выводит отметку. На одном стенде я прочла такое название работы: "Выявление зависимости интеллектуальных способностей учащихся от магнитных бурь". Оказывается, падает работоспособность мозга во время бури, ничего тут не поделаешь. Так что, если устроить экзамены во время большой магнитной бури, результаты будут для родителей и абитуриентов удручающие. По поводу работы "Линейные рекуррентные последовательности и численное решение полиномиальных уравнений" московского школьника Алексея Боголюбского один из членов жюри, доктор математических наук, сказал так: "Фактически сделано открытие!"
Иногда кажется, что, наверное, за молодых людей все делают их научные руководители. Но у некоторых школьников, оказывается, их даже нет! Полищук Дмитрий из Архангельска сделал работу "Программный движок для стимуляции эффектов виртуальной реальности" практически самостоятельно, получая разовые консультации от столичных и местных профессоров. Работ, результаты которых могут войти в монографию как новые факты, новые трактовки и новые шаги, по признанию членов жюри, немало. Секцию "Физики" убеленные сединой профессора определили как секцию, "где было много красивых идей".
Судьба большинства победителей конкурса "Интел Юниор", в общем-то, предсказуема: научная карьера здесь или за границей. Все юные дарования, с которыми мне довелось побеседовать, видят себя к 28-30 годам докторами наук. Для них нет принципиальной разницы, где начинать свою биографию: в России или за ее пределами, но все хотят, чтобы этот старт был сразу рывком вперед. Если в России это не получится, они немедленно уедут на Запад. Но пока все привязаны к родному дому. "Ветеран" американского и российского конкурсов "Интел Юниор" Сергей Тищенко сегодня слушатель Лионского университета во Франции, по-прежнему продолжает работать над темой, с которой он завоевывал призовые места. А вот неоднократная победительница конкурсов Наталья Злотина все приглашения учиться за рубежом (кстати, со стипендией) отвергла и поступила в Высший химический колледж при Российской академии наук. Ну и, наконец, информация для родителей: если вы хотите знать, где готовят победителей международных конкурсов, повнимательней изучите публикуемый список.
Предмет |
Название учебного заведения |
Город |
Математика |
Студенческий университетский научный центр МГУ |
Москва |
Математика |
Лицей 1511 при МИФИ |
Москва |
Математика |
Средняя школа 332 |
Санкт-Петербург |
Математика |
Лицей 48 |
Уфа |
Физика |
Студенческий университетский научный центр МГУ |
Москва |
Физика |
Лицей 1523 при МИФИ |
Москва |
Физика |
Московский городской Дворец детского творчества, отдел астрономии |
Москва |
Физика |
Республиканский дворец творчества детей и юношества |
Нальчик |
Информатика |
Общеобразовательная гимназия 6 |
Архангельск |
Информатика |
Гимназия 1520 |
Москва |
Информатика |
Лицей 1533 |
Москва |
Науки об окружающей среде |
Центр образования 1 |
Кумертау |
Науки об окружающей среде |
Гимназия 1516 |
Москва |
Науки об окружающей среде |
Санкт-Петербургский Дворец творчества юных |
Санкт-Петербург |
Науки об окружающей среде |
Центр довузовской подготовки |
Томск |
Химия |
Химический лицей 1303 |
Москва |
Химия |
Физико-математический лицей 39 |
Озерск |
Химия |
Станция юных техников |
Воткинск |