В конце марта в одном из столичных университетов прошла международная конференция "Содержание и методы современного гражданского образования: новые подходы". Прошла с размахом, красиво и культурно. С фуршетом, с горой литературы на аккуратных столах... под патронажем американцев, сильно озабоченных плохим воспитанием российских детей. С одной стороны, очень радует, что мировое сообщество так обеспокоено состоянием дел в нашем государстве. С другой стороны, задаешься вопросом: зачем же это американцам надо, когда у них у самих с воспитанием молодого поколения очень даже большие проблемы?
Итак, что нового в воспитании гражданина? Американская сторона (Американские советы по программам образовательного обмена) полна энтузиазма. Представитель посольства США Мария Львова: "Цель программ - налаживание взаимоотношений, развитие демократии в России. Конечно, программы сократились за два года, конкурс повысился. Россия - это уже зрелая демократия, плюс повлияли события 11 сентября. Но программы продолжаются".
На конференции собрались энтузиасты-преподаватели граждановедения из различных регионов России, многие из них - выпускники программ "Партнерство в образовании", "Открытый мир". Идея толерантности, психологического сопровождения образовательных процессов, права человека в средней школе - вот спектр обсуждавшихся проблем.
Анатолий Азаров, руководитель Московской школы прав человека, обратился к собравшимся граждановедам так: "Господа нелегалы и подпольщики!" Согласно штатным расписаниям и правилам Минобразования, преподавателей граждановедения в природе нет. "Эта дисциплина пока не имеет легального статуса - есть только история и право в средней школе. Стандарты 2000 года предполагают минимум граждановедения в курсе истории. Государство в принципе отказалось от подготовки обществоведов. Пополняют эту нишу негосударственные фонды и центры по правам человека, международные организации... ООН и ЮНЕСКО предпринимают грандиозные усилия для внедрения проблематики прав человека в образование, так как осознают, что демократия - это не состояние, а процесс. Демократии нельзя научить одно поколение. Этому нужно учить всю жизнь".
Александр Талонов, Государственный университет управления: "Надо воспитывать неравнодушных людей, активных в общественной жизни. Начинается это уже с лестничной клетки: "общая, значит, не моя". Наши подъезды - это декорации к фильмам ужасов. Необходимо воспитывать чувство собственности и гражданской ответственности в людях".
Всеволод Луховицкий, представитель Молодежного центра прав человека: "Давайте обсудим, чему, собственно, мы собираемся учить? Единых госстандартов у нас не должно быть, так как идеология прав человека - это именно идеология, вера. Говорить, что государство обязывает обучать основам прав человека, по-моему, противоречит тем самым правам человека: все имеют право на собственные убеждения и выбор. Рассмотрим примеры о подростках и милиции. Нет в учебниках граждановедения ни одного примера, когда милиция нарушает права человека, и нет обсуждения механизмов защиты для подростков. Это главное противоречие - да, все красиво в теории, но в школе одно, а на улице другое. Давайте честно: массовые программы по преподаванию граждановедения сегодня - это эклектика".
Яков Соколов, автор учебников по граждановедению, заслуживает нашего и вашего отдельного внимания, мы процитируем его чуть подробней: "Мы говорим в наших учебниках о взаимоотношениях с милицией. Но мы не можем призывать к конформности. Если мы будем инструктировать детей по каждому поводу, то мы не поговорим о многих серьезных проблемах: о воинской службе, суде присяжных и смертной казни. Хотя бы обсудить надо успеть, потому что всего один час в неделю. Конечно, проблем много, перспективы блестящие... Мне зачастую хотят объяснить, каким должно быть граждановедение. Я не против. Но объясняйте цивилизованно. Открываю утром газету - если про меня какая-нибудь гадость не написана, значит, пресса работает плохо. Но учителя граждановедения увидели: дети слушают курс с интересом, познают окружающий мир, задают вопросы. Учебник "работает". Поэтому я даже и не собираюсь слушать рассуждения, что там должно быть в этом курсе. Не все идеально, безусловно. Но все проблемы, которыми живет общество, есть в курсе... Мой курс - это стабильный учебник, который является первым российским учебником по граждановедению для 5-9-х классов. Основа учебника - проблемы жизни и общественного права, сам человек, его проблемы, нужды, перспективы. Никто ничего не утверждает и не навязывает в учебнике: это только рассуждения. Предусмотрен "профилактический курс" для 7-го класса. В 8-м классе мы обсуждаем алкоголь, наркотики и СПИД. В 9-м - жизнь и смерть, социальные болезни, достаток и нищету. Многие говорят, что написано мрачно. А как писать о том, что вокруг криминал и беспредел? Надо детям все объяснять. Объяснять в первую очередь. Ведь никто из них не догадывается, что есть отлаженные механизмы втягивания в преступные группы, манипуляторы и соблазнители. В этом курсе надо пытаться замерить умение мыслить и аргументировать свои мысли. Нельзя ведь поставить тройку за то, что ученик не согласен с отменой смертной казни. Ребенок, будучи неуспешным в физике или химии, может реализовать себя в граждановедении, потому что здесь нужна не зубрежка, а мнение. Учитель грамотный - он вообще молчит на уроках. Он только регулирует процесс общения. Учитель, который начал преподавание по этим учебникам, - он наш человек, он за три месяца увидел результат. Когда учитель с этими учебниками приходит в класс, все само собой начинается... Мне соавторы предлагают добавить в курс главы о сексе. На первый взгляд кажется: как же можно о сексе писать, это же не граждановедение? Но сделать это можно и нужно. Еще Игорь Кон пытался создать такой учебник. Но надо написать так, что вроде бы об этом, а в то же время не об этом. Так что у нас большие планы".
Преподавателей граждановедения, как говорилось выше, якобы нет. А вот учебник "Граждановедение" есть, и он очень портит нервы родителям и настоящим педагогам. Об учебниках Якова Соколова мы уже писали. Но, видимо, мало. Учебники продолжают выходить. Число "наших учителей" Якова Соколова растет. Из 10 школ Москвы, в которые мы позвонили, 8 имеют в своей сетке расписания урок "Граждановедение". Во всех этих школах главный упор на учебник Соколова...
Возьмем сегодня самое новое и безобидное, что есть в программах Соколова, - тесты. Цитировать учебники, которые можно с уверенностью назвать "тюремной азбукой", не будем. Рука, знаете ли, не поднимается. Да и зачем? Откройте любые страшилки из "желтой прессы" и читайте. "Безобидные тесты" Соколова составлены довольно резко и ультимативно, что, кстати, не совсем верно даже с психологической точки зрения. Получив характеристику "встряхнитесь, перестаньте коптить небо", какой-то девятиклассник, может, и встряхнется, а другой, возможно, ко всем своим проблемам заработает еще и депрессию. Психика подростков - вещь тонкая. Тест "Идеальная жена" (учебник для 9-го класса) подразумевает непременное наличие у девушки таких качеств, как умение вкусно готовить, стирать, гладить и разбираться в искусстве. Отсутствие хотя бы одного качества приводит к определению "Вам суждено быть заурядной женой" и к рекомендации стать "лучшим другом пылесоса". Намеренная и даже надуманная серьезность тестов приводит к тому, что получить характеристику "балдеж для вас - пока главное в жизни" старшекласснику ничего не стоит!
В общем, исследовав творчество Якова Соколова, мы опять остались в полном недоумении. Ну, почему "мерилом нашей гражданственности" американскими спонсорами выбран именно Соколов?
На досуге мы прочли в газете "Трибуна" текст: "Размышления о реализации Американской Доктрины против СССР" Аллена Даллеса (1945 год), и задумались! Прочтем вместе: "Мы найдем... своих союзников в самой России... Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеское сознание культ секса, насилия, садизма и предательства... Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее..." Впрочем, может, враги - мы себе сами?