На заседании итоговой годичной коллегии Минобразования РФ все внимание присутствующих было приковано к докладам министра Владимира Филиппова и вице-премьера Валентины Матвиенко, курирующей отрасль.
Министр образования, подчеркнув недавно скорректированные направления - системность, фундаментальность, ключевую роль воспитания, сконцентрировался на будущих задачах. 2002 год, по мнению министра, будет годом активной практической реализации принятой Концепции модернизации образования.
Вице-премьер Валентина Матвиенко, взявшая слово вне очереди, тоже подчеркнула, что основные споры по сути принятой концепции завершены, дело за реализацией. Правда, правительство согласилось с тем, что изменения в образование не придут без "предварительной экспериментальной проверки". И первые результаты по единому экзамену показали, по мнению вице-премьера, эффективность принимаемых мер. Но успехи могли быть еще заметнее, если бы в продвижении плана модернизации в регионах помогала пресса. Непрофессионализм некоторых журналистов, их стремление к "популизму" приводят к неправильным оценкам действий министерства. В общем, недорабатывает пиар-служба Минобразования. Между тем правительство участвует в диалоге с общественностью и прислушивается к мнению своих идейных противников. Например, при обоюдном согласии решен вопрос о приеме в вузы "повышенной сложности", творческие и спортивные вузы. Эти высшие школы теперь смогут предъявить дополнительные требования к своим абитуриентам. Главное, по мнению Матвиенко, не допустить дискредитации самой идеи модернизации.
В ушедшем году удалось добиться значительных вложений в отрасль. Вице-премьер не обошлась без уже ставшей крылатой фразы: "Впервые расходы на образование превысили расходы на оборону". Но эйфории помешало: "┘и удалось полностью рассчитаться с многолетними долгами за коммунальные услуги┘" То есть некоторая и, по-видимому, немалая часть средств ушла не на само образование. Валентина Матвиенко тут же высказала пожелание, чтобы в будущем направляемые средства "мы не просто проедали, а использовали бы на повышение качества образования┘". Например, на поддержание вузовской науки. С большим трудом Минобразования удалось добиться повышения зарплаты учителям, потому что для решения столь "простой" задачи потребовалось изыскать дополнительные десятки миллиардов рублей. Еще одно веяние - после длительного периода последовательного разрушения воспитательной работы в школе все вдруг вспомнили, что кроме обучения, детей еще нужно направлять на хорошие дела. А заодно следует заняться и воспитанием самой семьи, особенно молодой.
"И не надо ждать заседания Госсовета" для того, чтобы подстегнуть молодежь к занятиям физкультурой и спортом. Услышав, что на местах должны изыскать средства для обеспечения школ спортинвентарем, зал коллегии беспокойно заерзал. У нас привыкли воспринимать пожелание власти за указание к действию. А что сегодня может купить обедневшая российская школа? Валентина Матвиенко тут же поправилась, что замечание в первую очередь относится к региональной власти, а не к директорам школ.
Во время перерыва в кулуарах обменивались возгласами то ли от радости встреч, то ли от радости предстоящих крупных дел. "Ну что, - воскликнул один из участников, - теперь в школы Шаталовых подавай! Вспомнили, что не учением единым!" А академический люд все также критиковал единый экзамен.