Идея школ-экстернатов не нова: в былые времена экстерном обучали рабочую молодежь из-за нехватки времени на фундаментальное образование и детей с ослабленным здоровьем во избежание перегрузок. Впоследствии, когда появился вариант платного ускоренного обучения, этим воспользовались дети с низкой успеваемостью и те малолетние хиппи, которые школой тяготились в принципе. Уже тогда школьный экстернат стал общедоступной программой. Говоря о нынешней ситуации, можно отметить новую тенденцию: экстерном теперь стремятся обучаться многие старшеклассники в целях экономии времени при поступлении в вузы. Ограничений по состоянию здоровья или каким-либо другим показателям теперь нет: учиться по обычной программе или экстерном - личный выбор каждого.
Как официально говорят в Московском комитете образования, экстернат - бесплатная программа, позволяющая школьнику заниматься самостоятельно и приходить в школу только для сдачи экзаменов. Такой вариант обучения обязана предоставлять любая государственная школа. Формально сроки обучения не сокращаются, но школьник не посещает занятия в привычном смысле этого слова: он изучает школьные дисциплины дома самостоятельно, получая по одной консультации перед каждым экзаменом. Как быстро он сдаст все необходимые экзамены - зависит только от самого ученика. Понятно, что такая программа приемлема в основном для одаренных детей, которым в средней школе элементарно скучно.
Если же у школы есть лицензия на оказание дополнительных образовательных услуг (на платной основе), то школьник, обучаясь экстерном, может заниматься по сокращенной программе - два года за один. При этом он посещает определенное количество занятий. Именно такая форма экстерната привлекает внимание большинства сегодняшних учеников. Но именно здесь начинаются разночтения: несмотря на то что в школах, предлагающих ускоренное обучение на платной основе, его называют коротко и ясно экстернатом, в комитете образования Москвы официально заявляют, что это не экстернат.
На практике экстернат в школах имеет сегодня две формы: бесплатную (абсолютно самостоятельные занятия) и на платной основе (когда вы посещаете определенный минимум занятий). По официальным же заявлениям, платного экстерната не существует. Как назвать эту форму обучения? В Московском комитете образования мне не смогли ответить на данный вопрос. И если родители и дети прекрасно знают об обоих вариантах, то журналистам информацию о платной форме обучения экстерном предоставлять наотрез отказываются (как в самих школах, так и в комитете образования). Сотрудница комитета образования, не пожелавшая даже представиться, сообщила мне, что любые платные образовательные услуги в школах - это их "личное дело", к настоящему экстернату не имеющее никакого отношения. Сразу же после этого я позвонила в управление образования своего родного Юго-Западного округа и по-родительски заботливо поинтересовалась, действительно ли экстернат с дополнительным платным обучением является официальной формой школьного экстерната. Мне ответили положительно. Что стоит за таким упорным нежеланием открыто признавать очевидное? Информация, доступная родителям и детям, оберегается от прессы. Почему? Директор 226-й школы р-на Очаково Спорягин Е.С. в телефонной беседе долго убеждал меня, что о возможности платного обучения экстерном во вверенной ему школе ничего не знает. Завуч школы # 199 г-жа В.Моисеева наотрез отказалась предоставить какую-либо информацию о школе журналисту, а тем более по программам экстерната. Хотя у этой школы есть официальная лицензия для такого способа обучения!
В чем же все-таки заключается эта таинственная форма обучения - экстернат с дополнительными образовательными услугами?
По словам замдиректора школы # 26 Орловой, если вы выбираете такую форму экстерната, то заниматься предстоит 3-4 дня в неделю по 3 урока (утром или вечером - зависит от школы). При поступлении необходимо пройти устное собеседование, а в некоторых школах даже сдать 2 основных экзамена: сочинение и математику. Сроки обучения сокращаются вдвое: программа 10 и 11-х классов изучается за один год, только 11-го - за 4,5 месяца (с октября по январь или с февраля по май). В выпускных классах предусматривается зимняя сессия для сдачи большинства текущих предметов, а вот сочинение и математику (централизованные выпускные экзамены) все ученики сдают в июне, независимо от формы обучения.
Большинство учеников такой формы экстерната сегодня перегружены репетиторами и курсами, они планируют поступление в вузы и колледжи, поэтому стараются эффективно использовать время. Обучение экстерном строится, как правило, по модульной системе. Разумеется, и объем информации максимально сжат: например, химия в 11-м классе изучается 20 часов вместо обычных 70. Таким образом, самостоятельные занятия - основа экстерната в любом из его видов. Впрочем, те несколько учеников экстерната, которых я успела порасспросить в разных школах, в один голос заявили, что "экстерном учиться легче и удобнее". Все они, кстати, учатся в экстернате, предполагающем посещение занятий!
Иногда обучение экстерном предлагают негосударственные школы и учебные центры. В этом случае необходимо заранее удостовериться, что у них есть договоренность о сдаче экзаменов в аккредитованной государственной школе. Иначе учеба в сокращенные сроки может растянуться надолго и стать только бесполезной тратой сил и денег.
Есть в Москве и экстернаты для детей с ослабленным здоровьем: один из таких учебных центров - школа # 1828 "Сабурово", где имеется даже вариант ускоренного надомного и семейного обучения. В некоторых школах экстерном можно учиться, начиная уже с 5-го класса: такую возможность предлагают, например, в школе # 199.
Что касается стоимости, то полгода обучения в государственной школе обойдутся примерно в 200 долл., в негосударственных центрах - примерно в два раза выше.
Информацию о школах, предлагающих различные варианты обучения экстерном, заинтересованным родителям могут предоставить в окружных управлениях образования или в Московском комитете образования.
Как относятся вузы к пометке "экстернат" в школьном аттестате? В приемных комиссиях Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова честно ответили, что никакого значения слову "экстернат" в аттестате у них при поступлении не придают.